Версия для слабовидящих
Обычная версия сайта   Размер шрифта:   Цветовая схема:   Изображения:

Методический материал «Жестокое обращение с детьми: причины и последствия»

 

Специальные исследования показали, что в настоящее время заметно увеличилось количество случаев жестокого обращения с детьми. По данным органов образования, МВД и Генеральной прокуратуры РФ количество случаев жестокого обращения с детьми увеличивается с каждым годом. При этом «около 30% госпитализированных в результате жестокого обращения составляют младенцы до одного года, а другие 30% - дошкольники». А если учитывать, что по данным исследователей только 7% случаев жестокого обращения с детьми становятся известны правоохранительным органам, то картина становится еще более мрачной.

В настоящее время существует большое количество определений понятия «жестокое обращение».

Жестокое обращение с ребенком – это все многообразие действий или бездействий со стороны взрослых, обязанных заботиться  и опекать ребенка, которые наносят вред физическому и психическому здоровью ребенка и его развитию.

Жестокое обращение с детьми – это типичное проявление насилия по отношению к детям, которое может поставить под угрозу выживаемость ребенка и оказать вредное воздействие на его физическое, психосоциальное, эмоциональное и сексуальное развитие, что приводит к печальным последствиям как с точки зрения общества в целом, так и с точки зрения благополучия будущего поколения, в частности. 

Понятие «насилие» определяется как принудительное внешнее, силовое воздействие на ребенка с целью подчинить его воле того (или тех), кто осуществляет воздействие.

Насилие классифицируется по нескольким параметрам:

явное или скрытое (косвенное) – в зависимости от стратегии поведения обидчика;

происходящее в настоящем или случившееся в прошлом;

единичное или множественное, длящееся долгие годы;

по месту происшествия и окружения насилие бывает: дома – со стороны родственников, в школе – со стороны педагогов или детей, на улице – со стороны детей или незнакомых взрослых.

Пренебрежению и насилию над детьми способствуют определенные социальные и культурные условия (Зиновьева, Михайлова, 2003):

Отсутствие в общественном сознании четкой оценки физических наказаний.

Демонстрация насилия в средствах массовой информации.

Права граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, закрепленные в Конституции, не позволяют своевременно установить факт насилия и осуществить вмешательство.

Отсутствие эффективной превентивной политики государства.

Недостаточное понимание обществом насилия как социальной проблемы.

Низкая правовая грамотность населения.

Плохая осведомленность детей о своих правах.

Несовершенство законодательной базы.

Выделяют следующие классификации насилия:

Эмоциональное насилие над ребенком – это любое действие, которое вызывает у ребенка состояние эмоционального напряжения, что подвергает опасности нормальное развитие его эмоциональной жизни.

К эмоциональному насилию относятся следующие действия по отношению к ребенку:

изоляция, то есть отчуждение ребенка от нормального социального общения;

угрюмость, отказ от обсуждения проблем;

«торговля запретами» (например, если ребенок в определенное время не выполнил уроки или не убрал постель, то за этим на определенное время следует запрет смотреть телевизор или гулять);

Оскорбления, брань, издевки;

терроризирование, то есть неоднократное оскорбление ребенка словами и формирование стабильного чувства страха;

поддержание постоянного напряжения, запугивание, угрозы;

запугивание наказанием («Еще одна двойка или очередная выходка в школе – и я возьмусь за ремень»);

моральное разложение (коррумпирование), привлечение и принуждение ребенка к действиям, которые противоречат общественным нормам и наносят ущерб ребенку (принуждение к совершению краж, употреблению алкоголя или наркотиков).

Эмоциональное насилие над ребенком можно предположить в случае, если вы заметите, что родитель постоянно:

предъявляет к ребенку завышенные требования, с которыми тот не в состоянии справиться, что формирует низкую самооценку и приводит к фрустрации;

чрезмерно сурово наказывает ребенка;

чрезвычайно критичен по отношению к ребенку, обвиняет его;

злится и ведет себя устрашающе.

Наличие эмоционального насилия можно предполагать и на основе ряда признаков у ребенка, например, если он:

эмоционально невосприимчив, равнодушен;

грустен, субдепрессивен или у него выраженная депрессия;

сосет пальцы, монотонно раскачивается (аутоэротические действия);

замкнут в себе, задумчив или, наоборот, агрессивен;

«приклеивается» к любому взрослому в поисках внимания и тепла;

испытывает ночные приступы страха, плохо спит;

не выказывает интереса к играм.

Физиологические реакции ребенка также могут свидетельствовать о том, что он является жертвой эмоционального насилия. К ним относятся:

ночной и дневной энурез (недержание мочи);

психосоматические жалобы: головная боль, боли в животе и области сердца, жалобы на плохое самочувствие и т.д.;

замедленное физическое и общее развитие ребенка.

Таким образом, ребенок — жертва эмоционального насилия растет со знанием того, что он плохой и несостоятельный во всем. В дальнейшем он воспроизводит уже усвоенные им паттерны поведения в собственной жизни, в том числе и в общении со своими детьми.

Психологическое насилие, несмотря на схожесть с эмоциональным, выделяться отдельно.

Психологическое насилие – это совершенное по отношению к ребенку деяние, которое тормозит или вредит развитию его потенциальных способностей.

К психологическому насилию относят, например, частые конфликты в семье и непредсказуемое поведение родителей по отношению к ребенку. Из-за душевного насилия тормозится интеллектуальное развитие ребенка, ставится под угрозу адекватное развитие познавательных процессов и адаптационные способности. Он становится легко ранимым, снижается способность к самоуважению. Ребенок развивается социально беспомощным, легко попадает в конфликтные ситуации и с большой долей вероятности будет отвергаться ровесниками.

Английский психолог Алиса Миллер в 1980 г. в книге «Для твоего собственного блага» сформулировала так называемую «отравляющую педагогику» - комплекс воспитательных воздействий, которые ведут к развитию травмированной личности.

Алиса Миллер формулирует «правила», которые могут навредит психологическому здоровью ребенка:

1. Родители – хозяева (не слуги!) зависимого от них ребенка.

2. Они определяют, что хорошо и что плохо.

3. Ребенок несет ответственность за их гнев. Если они сердятся – виноват он.

4. Родители всегда должны быть защищены.

5. Детское самоутверждение в жизни создает угрозу автократичному родителю.

6. Ребенок должен быть сломлен, и чем раньше, тем лучше.

7. Все это должно произойти, пока ребенок еще совсем маленький, не замечает этого и не может разоблачить родителей.

Методы, которыми добиваются послушания, разнообразны: психологические ловушки, обман, двуличность, увертки, отговорки, манипуляции, тактика устрашения, отвержение любви, изоляция, недоверие, унижение, опозоривание, вплоть до истязания, обессмысливание и обесценивание взрослыми всего того, что делает ребенок в семье («У тебя руки не из того места растут — лучше ничего не трогай!», «Все равно ничего хорошего не получится!»).

Основываясь на этих «правилах», «отравляющая педагогика» формирует у детей следующие деструктивные установки, представления и мифы:

любовь – это обязанность;

родители заслуживают уважения по определению – просто потому, что они родители;

дети не заслуживают уважения просто потому, что они дети;

высокая самооценка вредна, а низкая – делает людей альтруистами;

нежность (сильная любовь) вредна;

удовлетворять детские желания неправильно. Суровость, грубость и холодность – хорошая подготовка к жизни;

притворяться благодарным лучше, чем откровенная неблагодарность;

то, как вы себя ведете, важнее того, что вы на самом деле собой представляете;

родители не переживут, если их обидеть;

родители не могут говорить глупости или быть виноватыми;

родители всегда правы, они не могут ошибаться.

Добросовестное следование правилам «отравляющей педагогики» формирует зависимую личность с низкой социальной толерантностью, ригидную, которая, вырастая, сама становится «душегубом». Родители совершенно искренне убеждены, что делают все для блага ребенка, при этом его калеча. Законы межпоколенной передачи неумолимы, и все повторяется снова, но уже в новом поколении.

А. Миллер среди родительских мотивов выделяет следующие:

бессознательная потребность перенести на другого унижение, которому подвергались когда-то сами;

потребность обладать и иметь выход для подавленных чувств;

потребность обладать живым объектом для манипулирования, иметь его в собственном распоряжении;

самозащита, в том числе потребность идеализировать собственное детство и собственных родителей посредством догматического приложения (переноса) родительских педагогических принципов на своего ребенка;

страх проявлений, которые у них самих когда-то были подавлены;

желание взять реванш за боль, которую родитель когда-то пережил.

Очевидно, что если присутствует хотя бы один из перечисленных мотивов, то шанс изменить родительский паттерн поведения очень проблематичен.

Однако все это не означает, что дети должны воспитываться без всяких ограничений. Ненасильственная коммуникация основывается на уважении со стороны взрослых, терпимости к детским чувствам, естественности педагогических воздействий, т. е. зависимости от педагогических принципов.

Физическое насилие – это вид отношения к ребенку, когда он умышленно ставится в физически и психически уязвимое положение, когда ему умышленно причиняют телесное повреждение или не предотвращают возможности его причинения.

Определить, что ребенок стал жертвой физического насилия, можно по следующим признакам:

необъяснимо возникшие кровоподтеки;

шрамы, следы связывания, следы от ногтей, следы от давления пальцев;

следы от ударов предметами (ремнем, палкой, веревкой);

следы от укуса на коже;

наличие на голове участков кожи без волос;

необъяснимые следы ожогов от кончика сигареты, ожоги (по форме варежки или носка);

ожоги горячим предметом (зажигалка, утюг и т.д.);

необъяснимые переломы костей, вывихи, раны;

повреждение внутренних органов (разрывы печени, ушибы почек, мочевого пузыря в результате удара в живот или в бок);

необычное состояние ребенка после вынужденного приема алкоголя или лекарств;

умерший ребенок с признаками насилия (убийство).

О повторяющемся физическом насилии можно судить в том случае, если на теле ребенка имеются следы разной давности (шрамы, свежие раны, кровоподтеки и т.д.).

На факт применяемого физического насилия указывают и особенности поведения жертвы-ребенка:

страх при приближении родителя к ребенку;

пассивность, замкнутость или повышенная агрессивность;

общее избегание физического контакта;

застывший, испуганный взгляд;

необъяснимые  изменения в поведении (прежде жизнерадостный ребенок теперь постоянно грустен, задумчив, замкнут);

страх перед уходом из школы/детского сада домой. Или, наоборот, перед уходом в школу (если насилие применяется в школе или на улице);

учащение случаев причинения себе вреда – саморазрушающее поведение (употребление алкоголя, наркотиков, курение);

побег из дома;

ношение одежды, не соответствующей погодным условиям (например, летом шерстяной свитер с высоким воротником);

отчаянные просьбы и мольба ребенка не сообщать родителям о его неудачах (двойки, прогулы, плохое поведение) в школе.

Факторы, связанные с семьей, на основании которых можно предполагать применение физического насилия по отношению к ребенку:

известно, что в данной семье детей или конкретно данного ребенка и раньше подвергали физическому насилию;

родитель относится к ребенку с необъяснимым  презрением, пренебрежительно;

родитель применяет жестокие приемы для дисциплинирования ребенка (удары кулаком или рукой, ногой, избиение предметом, ремнем);

в случае физической травмы ребенка родитель не обращается к врачу;

известно, как родитель угрожал ребенку физической расправой («Ты у меня сегодня заработаешь…») или вспоминал прежние насильственные действия («Ты у меня получишь, как тогда…»);

описание родителем происшествия не совпадает с характером травмы у ребенка, дает противоречивые объяснения.

Воспитание ребенка в условиях эмоционального и физического насилия приводит к деформации личности. Злобная, недоброжелательная обстановка формируют низкую самооценку, которая основывается на отношении к нему родителей и значимых взрослых. Маленький ребенок, в отношении которого применяют отвержение, наказания, угрозы, физическое насилие, начинает чувствовать себя нежеланным и нелюбимым, относиться к себе враждебно и с презрением. Ощущение себя нежеланным вызывает в ребенке глубокое чувство вины и стыда за свое существование. Ощущение своей малоценности уничижает ребенка, поэтому многие из них даже не противятся насилию над собой именно из желания чего-то стоить.

Сексуальное насилие – использование ребенка взрослым или другим ребенком для удовлетворение сексуальных потребностей или получения выгоды.

Сексуальное насилие включает половое сношение (коитус), оральный и анальный секс (включая инцест), взаимную мастурбацию, другие телесные контакты с половыми органами. К сексуальному развращению относятся также вовлечение ребенка в проституцию, порнобизнес, обнажение  перед ребенком половых органов и ягодиц, подглядывание за ним, когда он этого не подозревает (во время раздевания, отправление естественных нужд).

Актами сексуального использования ребенка и насилия над ним являются следующие действия, которые нередко описываются жертвами как начало сексуального насилия:

ласки, ощупывания, целование, и в том числе – тайное прикосновение к интимным частям тела ребенка;

рассматривание половых органов ребенка;

демонстрация своего голого тела или своих половых органов ребенку;

подглядывание за ребенком во время раздевания, купания, в туалете;

притеснение ребенка смущающими взглядами, сексуальными высказываниями;

мастурбация в присутствии ребенка.

К контактным формам сексуального насилия и использования относятся следующие действия:

трение пениса о тело ребенка;

принуждение ребенка к манипуляции гениталиями взрослого;

ощупывание гениталий ребенка или манипулирование ими;

подражание половому сношению с помощью пальца;

вагинальное половое сношение с ребенком;

половое сношение с ребенком через анальное отверстие;

половое сношение через рот ребенка.

На практике непросто отличить предвестники сексуального насилия от позитивного телесного контакта, который бывает совершенно необходим в общении с маленькими детьми. Различия между двумя ситуациями определяются намерениями взрослого человека (ситуация могла бы быть нормальной, если бы не было «задней» мысли, и ребенок должен это чувствовать), а также тем, имеет ли возможность ребенок свободно сказать «нет».

В случае сексуального насилия можно обнаружить и физические признаки произошедшего, и изменения в поведении ребенка. Телесные симптомы обычно связаны с тем, каким образом осуществляется с ребенком половой акт или другая форма  насилия.

Оральные симптомы: экзема, дерматит, герпес на лице, губах, в ротовой полости, кроме того, отказ от еды (анорексия), переедание (булимия).

Анальные симптомы: повреждение прямой кишки, покраснение ануса, варикозные изменения, ослабление сфинктера, запоры.

Вагинальные симптомы: нарушение девственной плевы, расширение влагалища,  свежие повреждения (раны, ссадины), сопутствующие инфекции.

Физическими симптомами сексуального насилия над ребенком являются:

порванное, запачканное или окровавленное нижнее белье;

гематомы (синяк) в области половых органов;

кровотечения, необъяснимые выделения из половых органов;

гематомы и укусы на груди, ягодицах, ногах, нижней части живота, бедрах;

боль  в животе;

повторяющиеся воспаления мочеиспускательных путей;

венерические заболевания;

неожиданная беременность (если несовершеннолетняя девушка отказывается называть отца ребенка или беременность у девочек от 9 лет с недостаточным уровнем психосексуального развития).

Признаками перенесенного сексуального насилия являются различные изменения в поведении, некоторые из них можно рассматривать и как первые проявления посттравматического синдрома.

Изменения в проявлении сексуальности:

чрезвычайный интерес к играм сексуального содержания;

поразительные для этого возраста знания о сексуальной жизни;

соблазняющее поведение по отношению к противоположному полу и взрослым;

сексуальные действия с другими детьми (начиная с младшего школьного возраста);

необычная сексуальная активность: сексуальное использование младших детей, мастурбация (начиная с дошкольного возраста), трение половыми органами о тело взрослого, проституция.

Изменение в эмоциональном состоянии и общении:

замкнутость, изоляция, уход в себя;

депрессивность, грустное настроение;

отвращение, стыд, вина, недоверие, чувство собственной испорченности;

частая задумчивость, отстраненность (с дошкольного возраста);

истерическое поведение, быстра потеря самоконтроля;

трудности в общении с ровесниками, избегание общения с ними, отсутствие друзей своего возраста или отказ от общения с прежними друзьями;

отчуждение от братьев и сестер;

терроризирование младших детей и сверстников;

жестокость по отношению к игрушкам (у младших детей);

амбивалентные чувства к взрослым (начиная с младшего школьного возраста).

Изменение мотивации ребенка, социальные признаки:

неспособность защитить себя, непротивление насилию и издевательству над собой, смирение;

резкое изменение успеваемости (хуже или гораздо лучше);

прогулы в школе, отказ и отклонение от обучения;

принятие на себя родительской роли в семье (по приготовлению еды, стирке, мытью, ухаживанию за младшими и их воспитанию);

отрицание традиций своей семьи вследствие несформированности социальных ролей, плоть до ухода из дома (характерно для подростков).

Изменение самосознания ребенка:

снижение самооценки;

мысли о самоубийстве, попытки самоубийства.

Появление невротических и психосоматических симптомов:

боязнь оставаться в помещении наедине с определенным человеком;

боязнь раздеваться (например, может категорически отказаться от участия в занятиях физкультурой или плаванием или снимать нижнее белье во время медицинского осмотра);

головная боль, боли в области желудка и сердца.

Самая тяжелая по своим последствиям форма сексуального насилия – инцест, или кровосмешение, когда сексуальное насилие по отношению к ребенку совершается близким родственником. Подобные сексуальные злоупотребления являются признаком нарушенного функционирования семьи.

Бытует мнение, что инцест не является насильственным по отношению к ребенку, поскольку он не всегда включает в себя применение силы или прямое принуждение. Зачастую дети добровольно соглашаются на те или иные сексуальные действия. Причин этому много, например, доверие и любовь к насильнику, страх потерять его расположение.

Процесс сексуального насилия имеет свое развитие, тут можно выделить несколько фаз:

Первая фаза – вступительная. На этом этапе насильник создает условия, чтобы остаться с ребенком наедине в укромном месте. Таким образом, ребенок оказывается в опасном контакте с человеком, которому доверяют его близкие или он сам.

Вторая фаза – непосредственно сексуальный акт. На этом этапе насильник начинает растормаживать, расслаблять ребенка. Например, насильник может раздеваться, оставаясь наедине с ребенком, но не полностью. Постепенно он подводит к тому, чтобы ребенок воспринимал это как нечто естественное. Процесс развивается по нарастающей: от невинных прикосновений – к ласкам интимного характера. Для ребенка это должно быть развлечением, игрой, тогда это можно повторить снова. В конце концов интимные ласк переходят в половой акт.

Третья фаза – контроль за сохранением секрета. Насильник оказывает на ребенка такое давление, чтобы тот ни при каких обстоятельствах не раскрыл тайны происходящего. В подавляющем большинстве случаев это удается. Дети могут быть запуганы как угрозами физической расправы, так и моральной угрозой стать причиной бед и несчастий, вплоть до разрушения семьи. При инцесте ситуация разворачивается особенно трагично, так как весь ужас в том, что жертва боится потерять любовь человека, который ее насилует. Один из самых изощренных приемов – это угроза: «Тебя не будет любить мама, папу посадят в тюрьму» и т.п. Ребенок оказывается перед выбором между наказанием (утратой) и «наградой» за секс. Обычно фаза секретности длится долго, иногда до нескольких лет.

Четвертая фаза – раскрытие. На этом этапе становится известно о происходящем (или имевшим место) насилии. Различают случайные и намеренные раскрытия.

В первом случае факты насилия обнаруживаются случайно. Причиной такого раскрытия может стать нечаянный свидетель (третье лицо); иногда – раны и повреждения на теле, не соответствующие объяснениям ребенка; венерические заболевания; беременность и т.д. В этом случае ни насильник, ни жертва не готовы к раскрытию. И, как это ни парадоксально, жертва может отреагировать негативно на попытки изменить ситуацию и оказать ей помощь.

Во втором случае факт насилия раскрывается, когда ребенок сам решается рассказать о случившемся. Обычно первым человеком, кому ребенок решается рассказать об этом, является другой ребенок – ровесник. Реже дети рассказывают о случившемся родителям и другим взрослым.

Следует все же помнить, что обвинение в насилие может быть фальсифицировано. Иногда дети оговаривают взрослых, включая своих родителей, поэтому требуется особое внимание и тщательное изучение ситуации. Однако любое сообщение ребенка о насилии нельзя игнорировать.

Пятая фаза – подавление.

Не имеет значение, каким образом все раскрылось, в любом случае семья стремится сделать все делом «келейным», свести к минимуму происшедшее, надеясь, что ребенок обо всем забудет.

Если насилие происходило в семье, то эта фаза особенно тяжела, поскольку семья оказывает давление на ребенка, сознательно или бессознательно добиваясь, чтобы он отказался от своих слов. Раскрытие насилия вызывает сильную душевную боль, так как ребенку кажется, что, рассказывая о случившемся, он совершает предательство – преступление против отца и матери. В большинстве случаев после раскрытия сексуального злоупотребления происходит распад семьи, у всех ее членов развиваются травматические переживания.

Как правило, ребенок-жертва страдает одновременно от нескольких форм насилии, то есть переживает «много форм насилия сразу». Так, для детей, страдающих от инцеста, неизбежными являются сопутствующие разрушение семейных отношений и доверия к семье, манипуляции, а зачастую и запугивания со стороны родителя-насильника, квалифицируемые как психологическое насилие. Дети и взрослые – жертвы изнасилования, например, часто переживают и физическое насилие (избиение), и эмоциональное (угрозы убить или покалечить).

Пренебрежение интересами и нуждами ребенка –  отсутствие должного обеспечения основных нужд и потребностей ребенка в пище, одежде, жилье, воспитании, образовании, медицинской помощи со стороны родителей или лиц, их заменяющих, в силу объективных причин (бедность, психические болезни, неопытность) и без таковых. Типичным примером пренебрежительного отношения к детям является оставление их без присмотра, что приводит к несчастным случаям, отравлениям и другим опасным для жизни и здоровья ребенка последствиям.

Цикл насилия:

Фаза 1 – стадия нарастающего  напряжения.

Фаза 2 – случаи активного насилия.

Фаза 3 – стадия раскаяния.

 

Во многих случаях процесс насилия имеет цикличный характер, фазы «примирения» сменяются фазами насилия. Важно осознавать, что обидчики используют редкие периоды «примирения» в качестве стратегии усиления зависимости жертвы.

Школьное насилие – это вид насилия, при котором имеет место применение силы между детьми или учителями по отношению к ученикам, и в нашей культуре — крайне редко учениками по отношению к учителю. Школьное насилие подразделяется на эмоциональное и физическое.

Лемме Халдре (2000) определяет эмоциональное насилие как совершенное в отношении ученика или учителя деяние, которое направлено на ухудшение психологического благополучия жертвы.

Эмоциональное насилие вызывает у жертвы эмоциональное напряжение, унижая его и снижая его самооценку.

Виды эмоционального насилия:

насмешки, присвоение кличек, бесконечные замечания и необъективные оценки, высмеивание, унижение в присутствии других детей и пр.;

отторжение, изоляция, отказ от общения с жертвой (с ребенком отказываются играть, заниматься, не хотят с ним сидеть за одной партой, не приглашают на дни рождения и т. д.).

Под физическим насилием подразумевают применение физической силы по отношению к ученику, соученику, в результате которого возможно нанесение физической травмы.

К физическому насилию относятся избиение, нанесение удара, шлепки, подзатыльники, порча и отнятие вещей и др. Обычно физическое и эмоциональное насилие сопутствуют друг другу. Насмешки и издевательства могут продолжаться длительное время, вызывая у жертвы длительные травмирующие переживания. 

Жертвой может стать любой ребенок, но обычно для этого выбирают того, кто слабее или как-то отличается от других.

Наиболее часто жертвами школьного насилия становятся дети, имеющие:

физические недостатки – дети, носящие очки, со сниженным слухом или с двигательными нарушениями, то есть те, кто не может защитить себя;

особенности поведения – замкнутые дети или дети с импульсивным поведением;

особенности внешности – рыжие волосы, веснушки, оттопыренные уши, кривые ноги, особая форма головы, вес тела (полнота или худоба) и т.д.

неразвитые социальные навыки;

страх перед школой;

отсутствие опыта жизни в коллективе (домашние дети);

болезни – эпилепсию, тики, гиперкинезы, заикание, энурез (недержание мочи), энкопрез (недержание кала), нарушения речи: дислалия (косноязычие), дисграфия (нарушение письменной речи), дислексия (нарушение чтения), дискалькулия (нарушение способности к счету) и д.т.;

низкий интеллект и трудности в обучении.

Факторы риска применения насилия на уровне семьи.

Насилие в семье провоцируют ситуативные (нарушенные семейные отношения, низкая самооценка, нежелательность ребенка) и структурные (безработица, социальная изоляция, финансовые трудности) стрессоры. Нестабильные отношения вместе с другими стрессорами могут способствовать проявлению насилия. Насилие над ребенком встречается во всех социальных слоях общества, поскольку все семьи в той или иной степени подвергаются негативному влиянию нестабильной экономической системы.

Последствия насилия у детей

Нарушения, возникающие после насилия, затрагивают все уровни функционирования. Они приводят к стойким личностным изменениям, которые препятствуют реализации личности в будущем.

Помимо непосредственного воздействия насилие, пережитое в детстве, также может приводить к долгосрочным последствиям, зачастую влияющим на всю дальнейшую жизнь. Оно может способствовать формированию специфических семейных отношений, особых жизненных сценариев. При исследовании историй жизни людей, совершающих насилие над детьми, иногда в их детстве находят собственный неразрешенный опыт насилия.

Различают ближайшие и отдаленные последствия жестокого обращения и невнимательного отношения к детям (Софонова, Цымбал, 1993).

К ближайшим последствиям относятся: физические травмы, повреждения, а также рвота, головные боли, потеря сознания, характерные для синдрома сотрясения, развивающегося у маленьких детей, которых берут за плечи и сильно трясут. Кроме указанных признаков у детей при этом синдроме появляется кровоизлияние в глазные яблоки. К ближайшим последствиям относятся также острые психические нарушения в ответ на любой вид агрессии, особенности на сексуальную. Эти реакции могут проявляться в виде возбуждения, стремления куда-то бежать, спрятаться либо в виде глубокой заторможенности, внешнего безразличия. Однако в обоих случаях ребенок охвачен острейшим переживанием страха, тревоги и гнева. У детей старшего возраста возможно развитие тяжелой депрессии с чувством собственной неполноценности.

Среди отдаленных последствий жестокого обращения с детьми выделяют нарушения физического и психического развития ребенка, различные соматические заболевании, личностные и эмоциональные нарушения, социальные последствия.

Нарушения физического и психического развития

Воспитание ребенка в условиях эмоционального и физического насилия приводит к деформации личности. Злобная, недоброжелательная обстановка формирует низкую самооценку – следствие отношения к нему родителей и значимых взрослых. Маленький ребенок – объект отвержения, наказаний, угроз, физического насилия начинает чувствовать себя нежеланным и нелюбимым, начинает относится к себе враждебно и с презрением. Ощущение, что он нежеланный, вызывает в ребенке глубокое чувство вины и стыда за свое существование. Ощущение малоценности уничижает ребенка, поэтому многие такие дети даже не противятся насилию над собой из желания чего-то стоить. Таким образом, ребенок – жертва эмоционального насилия растет со знанием того, что он плохой и несостоятельный во всем. В дальнейшем он воспроизводит уже усвоенный им паттерны поведения в собственной жизни, в том числе и в общении со своими детьми.

Дети, подвергшиеся жестокому обращению, часто отстают по росту или весу (иногда по обоим показателям) от своих сверстников. Они позже начинают ходить, говорить, реже смеются, значительно хуже успевают в школе, чем их одногодки. У таких детей часто наблюдаются «дурные привычки»: сосание пальцев, кусание ногтей, раскачивание, занятие онанизмом. Да и внешне дети, живущие в условиях пренебрежения их интересами и нуждами, выглядят по-другому, чем дети, живущие в нормальных условиях: у них припухлые, «заспанные» глаза, бледное лицо, всклокоченные волосы, неопрятность в одежде, другие признаки гигиенической запущенности – педикулез, сыпи, плохой запах от одежды и тела.

Заболевания как следствие насилия

Заболевания могут носить специфический для конкретного вида насилия характер. Например, при физическом насилии это повреждения частей тела и внутренних органов различной степени тяжести, переломы костей. При сексуальном насилии – заболевания, передающиеся половым путем: инфекционно-воспалительные заболевания гениталий, сифилис, гонорея, СПИД, острые и хронические инфекции мочеполовых путей, а также травмы, кровотечения из половых органов и прямой кишки, разрывы прямой кишки и влагалища, выпадение прямой кишки.

 Вне зависимости от вида и характера насилия, у детей могут наблюдаться различные психосоматические заболевания: ожирение или резкая потеря веса на фоне нарушения аппетита. При эмоциональном (психическом) насилии нередко встречаются кожные сыпи, аллергические реакции, язва желудка; при сексуальном насилии – необъяснимые (если никаких заболеваний органов брюшной полости и малого таза не обнаруживается) боли внизу живота. Часто у детей развиваются такие нервно-психические заболевания, как тики, заикание, энурез (недержание мочи), энкопрез (недержание кала), некоторые  дети повторно поступают в отделение неотложной помощи по поводу случайных травм, отравлений.

Психические особенности детей, пострадавших от насилия.

Практически все дети, пострадавшие от жестокого обращения и пренебрежительного отношения, пережили психическую травму, оставляющую отпечаток в виде личностных, эмоциональных и поведенческих особенностей, отрицательно влияющих на их дальнейшую жизнь.

Тяжесть последствий физического и сексуального насилия зависит от:

обстоятельств, связанных с особенностями ребенка (возраст, уровень развития и свойства личности) и насильника;

продолжительности, частоты и тяжести насильственных действий;

реакции окружающих.

Последствия для ребенка будут серьезнее, если насилие сопровождалось причинением боли и травмы. Такие формы сексуального насилия, как половое сношение (оральное, анальное или вагинальное), для ребенка наиболее травматичны. Последствия насилия будут тяжелее и в том случае, если оно совершенно близким для ребенка человеком. Если после обнаружения сексуального насилия члены семьи встанут на сторону ребенка, а не на сторону насильника, последствия для ребенка будут менее тяжелыми, чем когда он не получает защиты и поддержки.

Эмоциональные реакции детей на насилие и жестокость могут быть следующими:

чувство ответственности за насилие («Если бы я был хорошим, мои родители не делали бы друг другу и мне больно…»);

чувство вины за постоянное насилие или жестокость: при частом или непрекращающемся насилии;

постоянное возбуждение: даже в спокойной обстановке от ребенка можно ожидать очередной вспышки агрессивности;

переживание потери: дети, отделенные от родителя, применяющего насилие, постоянно переживают потерю. Они могут сожалеть также и об утрате привычного жизненного уклада и о потере положительного образа родителей, применявших насилие;

противоречивость: дети не осознают, что можно не знать о чувствах другого человека или иметь одновременно два противоположных чувства. Ребенок, который говорит: «Я не знаю, как к этому относиться», - чаще испытывает амбивалентные чувства, а не просто пытается убежать от разговора;

страх быть покинутым: дети, отделенные от одного из родителей в результате акта насилия, могут испытывать глубокий страх, что второй родитель также может их покинуть или умереть. Поэтому часто ребенок отказывается расставаться со вторым родителем.

Социальные последствия жестокого обращения с детьми

Можно выделить два аспекта социальных последствий жестокого обращения с детьми: вред для жертвы и вред для общества.

Дети, пережившие любой вид насилия, испытывают трудности социализации: у них нарушены связи со взрослыми, нет соответствующих навыков общения со сверстниками, они не обладают достаточным уровнем знаний и эрудицией, чтобы завоевать  авторитет в школе, и др. Решение своих проблем дети – жертвы насилия – часто находят в криминальной, асоциальной среде, что нередко сопряжено с формированием пристрастия к алкоголю, наркотикам, они начинают воровать и совершать другие уголовно наказуемые действия.

В дельнейшем жертвы насилия испытывают трудности при создании собственной семьи, они не могут дать своим детям достаточно тепла, поскольку не решили свои собственные эмоциональные проблемы.

Любой вид насилия формирует у детей и подростков такие личностные и поведенческие особенности, которые делают их малопривлекательными и порой опасными для общества.

Общественные потери в результате насилия над детьми – это прежде всего потеря человеческих жизней в результате убийств детей и подростков или их самоубийств, а также потеря производительных членов общества вследствие нарушений психического и физического здоровья, низкого образовательного и профессионального уровня криминального поведения жертв насилия. Это потеря в их лице родителей, способных воспитать здоровых в физическом и нравственном отношении детей. Наконец, это воспроизводство жестокости в обществе, поскольку бывшие жертвы сами часто становятся насильниками.

Материалы подготовлены с использованием следующих источников:

Психологическая помощь в кризисных ситуациях/ И.Г. Малкина-Пых. – М.: Эксмо, 2008. – 928 с.

Методические материалы «Насилие в отношении женщин. Материалы семинара», предоставленные РОО «Анна» - Национальный центр по предотвращению насилия, Кисловодск, 2010 г.