Версия для слабовидящих
Обычная версия сайта   Размер шрифта:   Цветовая схема:   Изображения:

Специфика тем конкурсных работ

Приложение

к Положению о проведении

муниципального этапа Всероссийского конкурса 2019 года 

Специфика тем конкурсных работ 

Тематическое направление участник Конкурса выбирает самостоятельно. При выборе тематического направления рекомендуется учитывать возраст участника, сферу его интересов, опыт участия в творческих конкурсах. Участник Конкурса может обратиться за помощью к членам семьи и учителю, осуществляющему его педагогическое сопровождение. При выборе тематического направления и планировании содержания сочинения рекомендуется тщательно проанализировать формулировку тематического направления, так как при достаточной степени обобщения в каждой из формулировок в то же время содержится указание на определенный ракурс раскрытия темы. Анализ работ участников Конкурса прошлых лет показывает, что зачастую содержание сочинения соответствует тематическому направлению лишь частично или соответствие ограничивается только формулировкой темы, формальным упоминанием (в начале или в конце), ассоциацией, искусственным включением в содержание тех или иных фактов. 

Положением о Всероссийском конкурсе сочинений 2019 года утверждены следующие тематические направления:

1. Театр жив, пока у него есть зрители: 2019 – Год театра;

2. Химия – это область чудес: 2019 – Международный год периодической системы Д.И. Менделеева;

3. Бессмертие народа – в его языке (Ч. Айтматов): 2019 – Международный год языков коренных народов;

4. Писатель не тот, кто пишет, а тот, кого читают: юбилеи российских писателей;

5. Книга – это товарищ, это верный друг (В. Соллогуб): юбилеи литературных произведений;

6. Экология стала самым громким словом на земле (В. Распутин): почему Россия нуждается в чистой энергии и экологически чистом транспорте;

7. Стражи и форпосты России.

8. Детство – это огромный край, откуда приходит каждый (А. де Сент-Экзюпери): 70-летие Международного дня защиты детей и 30-летие принятие Конвенции о правах ребенка;

9. Человечество не испытывает недостатка в знаниях, оно испытывает недостаток доброты (Даниил Гранин). 

Тематическое направление «Театр жив, пока у него есть зрители» приурочено к Году театра (Указ Президента от 28 апреля 2018 г. № 181) и предполагает несколько вариантов раскрытия: актуализация зрительского или актерского опыта автора сочинения; рассмотрение проблемы существования и востребованности традиционного театра в современном культурном пространстве, формируемом цифровыми технологиями; размышления о будущем театра.

Тематическое направление «Химия – это область чудес» приурочено к Международному году периодической системы Д.И. Менделеева, однако может рассматриваться шире и включать в себя как максимально широкое содержание, связанное с вопросами настоящего и будущего развития науки, так и рассмотрение более локальных проблем, таких как изучение химии в школе, стимулирование интереса к этой области знаний у школьников и др.

Тематическое направление «Бессмертие народа – в его языке», посвященное Международному году языков коренных народов, напротив, не предполагает общих рассуждений о значении языка в жизни человека. В сочинениях, написанных в рамках этого тематического направления, хотелось бы увидеть прежде всего обращение к проблемам существования и функционирования языков коренных народов России, к конкретному краеведческому, этнокультурному и литературно-фольклорному материалу.

Тематическое направление «Писатель не тот, кто пишет, а тот, кого читают» традиционно посвящено юбилеям российских писателей. В 2019 году мы отмечаем юбилеи А.Н. Радищева (270 лет со дня рождения), И.А. Крылова (250 лет со дня рождения), И.И. Козлова (240 лет со дня рождения), А.С. Пушкина (220 лет со дня рождения), Н.В. Гоголя и А.В. Кольцова (210 лет со дня рождения), Я.П. Полонского (200 лет со дня рождения), Г.П. Данилевского (190 лет со дня рождения), К.Л. Хетагурова (160 лет со дня рождения), З.Н. Гиппиус (150 лет со дня рождения), П.П. Бажова (140 лет со дня рождения), А.А. Ахматовой и Н.Н. Асеева (130 лет со дня рождения), Ю.К. Олеши, В.В. Набокова, А.П. Платонова, И.Л. Сельвинского, Л.М. Леонова и А.А. Суркова (120 лет со дня рождения), А.И. Шарова (110 лет со дня рождения), Д.А. Гранина, Н.И. Глазкова, Мустая Карима и К.Д. Воробьева (100 лет со дня рождения), Ф.А. Искандера, В.М. Шукшина, И.П. Токмаковой (90 лет со дня рождения). Список может быть дополнен региональными писателями-юбилярами.

В сочинениях в рамках данного тематического направления следует избегать пересказа биографий писателей и содержания их произведений, избыточного цитирования историко-литературных источников. Желательно, чтобы в сочинении нашел отражение смысл, заложенный в формулировке «Писатель не тот, кто пишет, а тот, кого читают», звучал ответ на вопрос, почему современный читатель обращается к произведениям этих писателей и поэтов, прочитывалось личное отношение автора работы к их творчеству.

Еще одно традиционное тематическое направление Конкурса «Книга – это товарищ, это верный друг» посвящено юбилеям литературных произведений: 190 лет со дня первой публикации повести-сказки А. Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители»; 160 лет с момента первой публикации романов И.А. Гончарова «Обломов» и И.С. Тургенева «Дворянское гнездо», написания и первой постановки драмы А.Н. Островского «Гроза»; 150 лет с момента завершения полной публикации романа Л.Н. Толстого «Война и мир»; 120 лет со дня первой публикации рассказа А.П. Чехова «Дама с собачкой»; 90 лет с момента первой публикации сказки К.И. Чуковского «Айболит»; 80 лет с момента первой публикации сказки А.М. Волкова «Волшебник Изумрудного города» (60 лет с момента публикации второй версии сказки), повестей А.П. Гайдара «Судьба барабанщика», «Чук и Гек», сборника К.Г. Паустовского «Мещерская сторона»; 60 лет с начала публикации «Денискиных рассказов» В.Ю. Драгунского; 50 лет со дня первой публикации повести Б.Л. Васильева «А зори здесь тихие…». Формулировка «Книга – это товарищ, это верный друг» предполагает прежде всего обращение к читательскому опыту участников Конкурса. Не следует пересказывать произведение, подменять сочинение о книге сочинением об авторе, рассуждать о значении книг в жизни человека вообще, злоупотреблять цитатами. В то же время приветствуется уместное, грамотное и корректное использование художественного текста, литературоведческого и литературно-критического материала, обращение к историко-литературному контексту.

Тематическое направление «Экология стала самым громким словом на земле» предполагает рассмотрение в рамках Конкурса сочинений участников конкурса «Вместе – ярче!». Работы участников конкурса «Вместе – ярче!» принимаются и оцениваются в рамках ВКС в общем порядке, предусмотренном Положением о Конкурсе. Тематическое направление предполагает прежде всего поиск ответов на вопросы: почему Россия нуждается в чистой энергии и экологически чистом транспорте; почему для нашей страны с ее огромными территориями эта проблема особенно актуальна; может ли переход на чистые источники энергии (чистое топливо) изменить экологию; что важнее – удобства, которые предоставляет человеку современный транспорт, или безопасность среды обитания человека, какие компромиссы возможны в разрешении этой дилеммы, что может остановить глобальное загрязнение атмосферы и др.

Тематическое направление «Стражи и форпосты России» приурочено к подготовке празднования 500-летия Тульского кремля (Указ Президента № 599 от 10.11.2016) в 2020 году. Несмотря на то, что тема, на первый взгляд, представляется довольно локальной и интересной главным образом для обучающихся из Тульской области, она имеет большой потенциал и для других участников конкурса, проживающих в разных регионах России. Возможные варианты раскрытия темы: роль и значение Тульского кремля и Большой засечной черты в истории становления Российского государства; Тульский кремль как символ обороны государства; история оборонительных сооружений на южных и юго-восточных границах Русского государства; историко-культурное значение русских кремлей; охрана и восстановление памятников истории и культуры в российских городах.

Тематическое направление «Детство – это огромный край, откуда приходит каждый» посвящено двум юбилейным датам: 70-летию учреждения Международного дня защиты детей (учрежден в 1949 г. на Московской сессии совета Международной демократической федерации женщин) и 30-летию принятия Конвенции о правах ребенка (1989 г.). В сочинениях в рамках этого тематического направления желательно сделать акцент на то, какое значение в современном мире придается детям, детству, проблемам подрастающего поколения, как изменилось положение детей в социуме, как сами дети видят себя в настоящем и будущем, с какими проблемами сталкивается ребенок и какие победы может одерживать.

Тематическое направление «Человечество не испытывает недостатка в знаниях, оно испытывает недостаток доброты» предполагает размышления над вечной проблемой соотношения разума и чувств, мудрости и нравственности, науки и этики. Сочинения в рамках этого тематического направления могут быть, в частности, основаны на литературном, историческом, биографическом материале. 

Тему конкурсной работы участник Конкурса формулирует самостоятельно в зависимости от выбранного тематического направления, содержания и жанра своей работы.

При оказании помощи в выборе формулировки темы сочинения учителю, осуществляющему педагогическое сопровождение участника Конкурса, необходимо учитывать соответствующие показатели оценки: уместность, самостоятельность, оригинальность, адекватность содержанию.

Не рекомендуется использовать в качестве темы формулировку тематического направления (что достаточно часто встречалось в предыдущие годы), поскольку это размывает границы содержания сочинения, снижает оценку конкурсной работы по показателям, связанным с темой сочинения, а также ведет к ошибкам при публикации сочинения в сборнике работ победителей Конкурса.

Такие характеристики, как уместность, самостоятельность и оригинальность, следует рассматривать в единстве и в контексте самой работы, например: формулировки «Увидеть небо» или «Через тернии к звездам» сами по себе не оригинальны и не самостоятельны, но первая работа представляет собою оригинальное прочтение басни И.А. Крылова «Свинья под дубом», а вторая – рассказ о том, как шли к своей цели основоположники отечественной космонавтики.

Примеры удачных формулировок тем сочинений победителей ВКС 2018 года: «Корабли солнечного круга» (эссе о творчестве В. Крапивина); «Два крыла моей души» (автор эссе – носитель двух языков – русского и нанайского – размышляет, что значит понятие «родной язык»); «Учусь слушать мир» (повествование о роли волонтерской деятельности в становлении личности автора работы, написанное в форме дневника); «Внучка по переписке» (рассказ о заочной дружбе московской школьницы и одинокого пожилого человека, живущего в глубинке в доме престарелых); «Дама с птицами» (рассказ, основанный на биографии балерины Ольги Судейкиной); «Пароль – отзыв» (эссе об экологии языка и значении литературного слова в духовной жизни современной молодежи); «Я верю» (оригинальное прочтение «Слова о полку Игореве» в контексте тематического направления, посвященного Году единства народов России); «У каждого свой сад» (эссе об особенностях художественного стиля русских писателей).

 

Жанры Всероссийского конкурса сочинений 2019 года

Положением о Всероссийском конкурсе сочинений 2019 года определены следующие жанры конкурсных работ: рассказ, сказка, письмо, дневник, заочная экскурсия, очерк, репортаж, интервью, слово, эссе, рецензия.

Жанр сочинения участник Конкурса определяет самостоятельно. Учитель, осуществляющий педагогическое сопровождение участника Конкурса, может оказать ему консультативную помощь в определении жанра. При оказании помощи в выборе жанра сочинения и определении жанровой принадлежности конкурсной работы учителю, осуществляющему педагогическое сопровождение участника Конкурса, рекомендуется учитывать:

- возраст участника. Анализ конкурсных работ прошлых лет показывает, что обучающиеся 4-5 классов, например, крайне редко могут претендовать на успех в таком жанре как эссе;

- содержание работы. Зачастую работы, жанр которых обозначен как «эссе», имеют ярко выраженное сюжетное или информационное содержание и являются скорее рассказами или очерками; «сказки» лишены установки на фантастический вымысел или в жанре сказки пересказывается биография писателя, исторического лица, что не всегда делается корректно, с соблюдением достоверных фактов; «письмо» только формально обращено к некоему адресату, а его основное содержание никак не поддерживает это обращение;

- стилистические и художественные особенности работы. Так, например, жанр «слово» требует использования риторических приемов, характерных для ораторской речи; «эссе» предполагает свободную композицию, выражение субъективного взгляда автора на значимую для него проблему, обращение автора к ассоциативному ряду.

Ошибки в определении жанровой принадлежности ведут к значительному понижению общей оценки конкурсной работы.