Версия для слабовидящих
Обычная версия сайта   Размер шрифта:   Цветовая схема:   Изображения:

Учебный план на 2013-2014 учебный год

«Рассмотрено»

на педагогическом совете

МОУ СОШ №7  №_______

от «_____» __________ 2013 г.

 

«Утверждаю»

Директор МОУ СОШ №7

__________ Прокопова С.В.

Приказ №____ от _________

«____» __________ 2013 г.

 

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная  школа  №7»  ст. Беломечетская, Кочубеевского района, Ставропольского края

        на 2013-2014 учебный год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2013 год.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

             к  учебному плану муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная  школа  №7»  ст. Беломечетская, Кочубеевского района, Ставропольского края

        на 2013-2014 учебный год

 

  1. I.Общие положения

 

               Учебный план муниципального  общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная  школа  №7» ст. Беломечетская, Кочубеевского района Ставропольского края  разработан на основе:

                - федерального базисного учебного плана, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09 марта                2004 года № 1312, в редакции приказов Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 августа 2008 года № 241, от 30 августа                  2010 года № 889, от 3 июня 2011 года № 1994, от 01 февраля 2012 года, № 74;

- федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации от 05 марта 2004 года № 1089 "Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования", в редакции приказов Министерства образования и науки Российской Федерации от 03 июня 2008 года, № 164, от 31 августа 2009 года, № 320, от 19 октября  2009 года, № 427, с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 10 ноября 2011 года № 2643, от 24 января 2012 года № 39, от 31 января 2012 года № 69 (для 4-11 классов),

- федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 года № 373 (далее - ФГОС НОО)  в редакции приказов Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 ноября 2010 года, № 124 (для 1-х и 3 - х классов);

- приказа  Министерства образования и науки Российской Федерации от           09 марта 2004 года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования», в редакции приказов Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 августа 2008 года № 241, от 30 августа 2010 года № 889, от 3 июня 2011 года № 1994, от 01 февраля 2012 года, № 74;

- приказа  Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в редакции приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 ноября 2010 года, № 1241, от 22 сентября            2011 года № 2357 и от 18 декабря 2012 года №1060);

 - письма  Министерства образования и науки Российской Федерации от        12 мая 2011 года № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования»;

- письма  Министерства образования и науки Российской Федерации от                          30 мая 2012 года, № МД-583/19 «О методических рекомендациях «Медико-педагогический контроль за организацией занятий физической культурой обучающихся с отклонениями в состоянии здоровья»;

- письма  Министерства образования и науки Российской Федерации от          08 октября 2010 года № ИК-1494/19  «О введении третьего часа физической культуры»;

- письма  Министерства образования и науки Российской Федерации от          07 сентября 2010 года № ИК-1374/19 и письмо Министерства спорта и туризма Российской Федерации от 13 сентября 2010  года № ЮН-02-09/4912                           «О методических указаниях по использованию спортивных  объектов в качестве межшкольных центров для проведения школьных уроков физической культуры и внешкольной спортивной работы»;

- письма  министерства образования и науки Российской Федерации от          16 мая 2012 года № МД-520/19 «Об оснащении спортивных залов и сооружений общеобразовательных учреждений»;

- письма  Департамента развития системы физкультурно-спортивного воспитания от 25 июня 2012 года № 19-186 « О направлении учебных программ по физической культуре для общеобразовательных учреждений»;

- письма Департамента развития системы физкультурно-спортивного воспитания от 06 июня 2012 года № 19-166 « О направлении учебных программ по физической культуре для общеобразовательных учреждений»;

- приказа министерства образования Ставропольского края от                              07 июня 2012 года № 537-пр «Об утверждении примерного учебного плана для образовательных учреждений Ставропольского края, реализующих программы общего образования».

Учебный план обеспечивает выполнение санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.2821-10 -«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 года № 189, в редакции Изменений № 1, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 июня 2011 года № 85 и предусматривает в соответствии с федеральным базисным учебным планом и Типовым положением об общеобразовательном учреждении, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 года, № 196, в редакции Постановлений Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2002 года, № 919, от 01 февраля 2005 года, № 49, от 30 декабря 2005 года, № 854, от 20 июля 2007 года № 459, от 18 августа 2008 года, № 617, от 10 марта 2009 года , № 216:

Учебный план предусматривает

 4-летний срок освоения образовательных программ начального общего образования для 1-4 классов; продолжительность учебного года в  1-х классах - 33 учебные недели, во 2-4-х классах - не менее 34 учебных недель;

- 5-летний срок освоения образовательных программ основного общего образования для 5-9 классов; продолжительность учебного года - не менее  34 учебных недель (не включая летний экзаменационный период);

- 2-летний срок освоения образовательных программ среднего (полного) общего образования; продолжительность учебного года - не менее 34 учебных недель (не включая летний экзаменационный период и проведение учебных сборов по основам военной службы).

Продолжительность учебной недели для 1-х классов – пятидневная учебная неделя, для 2-11 классов – шестидневная учебная неделя. 

Предметная область «Основы безопасности жизнедеятельности» включает в себя учебные предметы «Физическая культура» и «Основы безопасности жизнедеятельности». В учебном плане 5 – 9 классов предусмотрено отведение часов регионального компонента на преподавание учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в 5-7, 9 классах по 1 часу в неделю. Федеральным компонентом учебного плана установлено 1 час в неделю для учащихся 8-х классов и 11 класса. Преподавание ОБЖ в начальной школе строится на основе интегрированного учебного курса «Окружающий мир», где рассматриваются элементы основ безопасности жизнедеятельности.

В структуре  учебного плана  выделяются две части:

  • инвариантная (часы федерального компонента увеличены за счет часов регионального);
  • вариативная (компонент образовательного учреждения – не менее 10% от общего нормативного времени).

Инвариантная часть обеспечивает сохранение единого образовательного пространства в Российской Федерации как при шестидневной, так и при пятидневной учебных неделях.

Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана общеобразовательного учреждения, состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса,  в совокупности не превышает величину недельной образовательной нагрузки.

              Учебный план школы определяет максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, состав предметных  областей и учебных предметов, распределяет  учебное время, отводимое на освоение содержания образования по классам, предметным областям  и предметам.

                 Учебный план и логика его построения отражают основные задачи и цели, стоящие перед школой, и создают возможности для развития способностей каждого ребенка с учетом интересов и психологических особенностей детей, что находит отражение в портфолио учащихся. При формировании  рабочего учебного плана школа учитывает результаты изучения образовательного спроса учащихся и  их родителей.

 

  1. II.Начальное общее образование

 

Учебный план для I-III классов разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования  (приказ  Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в редакции приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 ноября 2010 года, № 1241, от 22 сентября 2011 года № 2357 и от 18 декабря 2012 года №1060)).

Задачей Учебного плана 1-3 классов является изучение учащимися предметов, способствующих овладению учащимися устойчивой речевой, письменной и математической грамотностью,  воспитанию культуры речи и общения.

Начальная школа, сохраняя преемственность с дошкольным периодом детства, обеспечивает дальнейшее становление личности ребенка, его интеллектуальное, социальное, физическое развитие. Приоритетными в начальных классах являются воспитательные, общеучебные и развивающие функции.

У младших школьников формируется развернутая учебная деятельность (умение учиться) путем овладения организационными, логикоречевыми, познавательными и контрольно-оценочными умениями и навыками, личным опытом культуры поведения в социальной и естественной среде, сотрудничества в разных видах деятельности. Образовательными результатами этого этапа школы являются полноценные читательские, речевые, вычислительные умения и навыки, общие знания о реальном мире в его связях и зависимостях, развитие сенсорных умений, мышления, воображения, памяти, способности к творческому самовыражению, личного ценностного отношения к труду, искусству, здоровью, умению выполнять творческие задания.

1,2,3 классы обучаются в соответствии с ФГОС начального общего образования по программе «Школа 2100».

Учебный план начального образования является базой для получения основного общего образования. Содержание образования на данной ступени реализуется преимущественно за счёт введения учебных курсов, обеспечивающих целостное восприятие мира, системно -деятельностного подхода и индивидуализации обучения.

Федеральный компонент учебного плана 1-3 классов устанавливает обязательные для изучения предметы в объеме:

- «Русский язык» для первого класса 4 часов в неделю и для 2, 3 классов  5 часов в неделю;

-  «Литературное чтение» для 1, 2, 3 классов 4 часов в неделю, где количество часов, отводимое на изучение данного курса, в неделю в 3м классе увеличено с 3 до 4 часов  за счет вариативной части учебного плана;

- «Математика» для 1, 2, 3 классов – 4 часа в неделю;

- «Окружающий мир» - 2 часа для 1-3 классов;

- «Иностранный язык» - для 2-3 классов – 2 часа в неделю.

- «Физическая культура» - для 1-3 классов – 3 часа в неделю.

- «Технология (Труд) – для 1-3 классов 1 час в неделю.

На преподавание образовательной области Искусство отведено 2 часа в неделю, представленной предметами «Музыка» и «ИЗО».

В 3м классе 1 час регионального компонента и компонента образовательного учреждения использован на введение предметного курса «Информатика и ИКТ»

Компонент образовательного учреждения (вариативная часть учебного плана) 2-3 классов включает следующие предметные курсы:

  • «Занимательная грамматика» (2 класс – 1 час) ориентирован на совершенствование устной и письменной  речевой деятельности младшего школьника,  его диалогической и монологической речи, коммуникативной компетенции, культуры речи, формирование интереса к родному языку,       интереса к чтению и книге.
  • «Математика для любознательных» (2-3 класс – 1 час) направлен на   развитие  абстрактного и  логического мышления,  образного воображения,  математической речи,  неординарных способностей.
  • «Речевой этикет»  (2 класс – 1 час) направлен на совершенствование   коммуникативной компетенции учащихся, предполагает умение решать средствами языка задачи общения в коммуникативно-речевых ситуациях (обращение, знакомство, приветствие, поздравление, пожелание, приглашение, извинение, просьба, совет, отказ, согласие, утешение, комплимент), типичных для их деятельности.
  • «Азбука здоровья» (3 класс – 1 час) направлен на формирование здорового жизненного стиля и реализация индивидуальных способностей каждого ученика, профилактику вредных привычек, расширение кругозора школьников в области физической культуры и спорта, формирование у детей мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни

 

Учебный план  параллели 4 классов  (в соответствии с Федеральным базисным учебным планом, приказами Минобрнауки России от 03.06.2011 №1994, от 01.02.2012 №74 ) определяет максимальный объем учебной на­грузки обучающихся и распределяет учебное время, отводимое на освоение федерального компонента и компонента образовательного учреждения – 26 часов (шестидневная учебная неделя). Приложение 2.

Часы вариативной части учебного плана для IV класса распределены следующим образом:

- на изучение предмета «Литературное чтение» увеличено с двух до четырех часов в неделю;

- на введение учебного предмета «Информатика и ИКТ» (1 час в неделю)

Федеральный компонент учебного плана 1-4 классов содержит комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» (приказ МОСК от 31.01.2012 года №69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г.№1089, приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 01.02.2012 года №74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. №1312), для изучение которого отведен 1 час в 4-м классе. По результатам опроса родителей учащихся был выбран модуль «Основы светской этики». Целью преподавания данного модуля является формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

 

  1. III.Основное общее образование

 

Главной задачей учебного плана 5-8 классов является изучение предметов, способствующих освоению обучающимися общеобразовательных программ общего образования, формирование склонностей, интересов и способностей учащихся к самоопределению.

Учебный план дает возможность совершенствовать и расширять круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности учащихся, формирует элементы культуры, что является необходимым условием развития и социализации учащихся.

Учебный план II ступени обучения определяет максимальный объем учебной нагрузки обучающихся и распределяет учебное время, отводимое на освоение федерального компонента и компонента образовательного учреждения по классам, соответственно: 5 класс – 32 часа, 6 класс – 33 часа, 7 класс – 35 часов, 8 класс – 36 часов (шестидневная учебная неделя).

Федеральный компонент (инвариантная часть) учебного плана 5-8 классов направлен на реализацию следующих основных целей: формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах деятельности; приобретение опыта разнообразной деятельности (познание и самопознание).

                  Обучение русскому языку и литературе предполагает формирование лингвистической, языковой и коммуникативной компетенции. Усиливается внимание к формированию этнокультуроведческой компетенции, осознание учащимися красоты и выразительности родной речи. Количество часов, отводимое на изучение предмета «Русский язык» в 5, 6, 8,  классах  соответствует количеству часов регионального учебного плана.

            Часы, отведенные на изучение учебного предмета « Русский язык»  в 7 классе, увеличены на 1 час в неделю (с 4-х до 5-ти часов) за счет часов регионального компонента вариативной части.

Таблица 1

 

Учебный предмет

5 кл.

6 кл.

7 кл.

8 кл.

Русский язык

6

6

5

3

Литература

3

2

2

2

Иностранный язык (английский )

3

3

3

3

 

          Став языком науки и техники, математика все шире проникает и в повседневную жизнь. Грамотное владение математическим языком существенно расширяет коммуникативные возможности современного образованного человека. В 5-6 классах на изучение предмета  математика отводится 5 часов, в 7-8 классах «алгебра» изучается по 3-х часовой программе, «геометрия» –  2 часа в неделю. Предмет «геометрия» преподается в 7 классе  2 часа в неделю,  «алгебра» 3 часа в неделю, в соответствии с образовательной программой.             Количество часов, отведенное на изучение предмета «Информатика и ИКТ», соответствует  региональному учебному плану в 8-х классах по 1 часу в неделю. «Информатика и ИКТ» изучается с 5-го по 7-й класс как самостоятельный  учебный предмет   по 1 часу в неделю за счет часов регионального компонента.

        Курс природоведение продолжает формировать целостную картину мира, представление о единстве и многообразии свойств неживой и живой природы, готовит обучающихся к освоению основ наук о природе. Природоведение изучают 2 часа в неделю в 5-м классе. Систематические курсы физики с 7-го класса, химии с 8-го класса, биологии с 6-го класса изучают по 2-х часовой программе, что позволяет углубить знания об окружающем мире, способствует приобретению навыков применения достижений науки в практической деятельности.  Учебный предмет биология в 6 классе сокращен на 1 час за счет существенной разгрузки его содержания по разделам ботаники и зоологии в федеральном компоненте стандарта общего образования. Одновременно расширен и углублен раздел «человек».

        Учебный предмет География  с 6-го по 8-й класс  изучается  2 часа  в неделю. Часы, отведенные на изучение учебного предмета « География »  в 6 классе, увеличены на 1 час в неделю (с 1-го до 2-х часов) за счет часов регионального компонента вариативной части.

       История формирует систему знаний об истории человеческого общества, места в ней России, воспитывает гражданина и патриота Отечества.

      Курс обществознание приобщает к гражданской культуре, освоению начал правовых, социологических, политологических, экономических, культурологических знаний. Включение в эту область курса географии дает возможность более широкой реализации межпредметных связей не только обществоведческих предметов, но и между природой и обществом. При этом развитие общества рассматривается как во времени, так и в пространстве.  Количество часов, отводимое на изучение предметов данной образовательной области, соответствует  региональному  учебному плану:

Таблица 2

Учебный предмет

5 кл.

6 кл.

7 кл.

8 кл.

История

2

2

2

2

 Обществознание

1

1

1

1

География

 

2

2

2

 

           Учебный предмет Музыка изучается с 5-го по 7-й класс по 1 часу в неделю. Учебный предмет изобразительное искусство  изучается с 5-го по 7-й класс – 1 час в неделю. Учебный предмет МХК изучается в с 8-го класса с целью непрерывности художественно-эстетического образования (1 час в неделю).

                  Учебный предмет Физическая культура  изучается с 5-го по 8-й класс по 3-х часовой программе. Учебный предмет ОБЖ изучается с 5-го по 7-й класс, 9-й класс – 1 час в неделю за счет часов регионального компонента. В 8-м классе  количество часов, отведенное на изучение ОБЖ,  соответствует базисному учебному плану (1 час в неделю).

                   Учебный предмет  Технология изучается по 2-х часовой программе с 5-го по 8-й класс.

              Особое место на этой ступени принадлежит 5-му классу (продолжение начальной школы). Содержание обучения в 5-х классах обеспечивает принцип преемственности с начальной школой (адаптация к новым условиям, организационным формам обучения). Компонент образовательного учреждения (вариативная часть учебного плана) 5-9 классов представлен:

  • учебным предметом:
  1. o«Основы безопасности жизнедеятельности» (5,6,7,9 классы – 1 час)  способствует воспитанию здорового образа жизни и чувства ответственности за личную безопасность.
  2. o«Информатика» (5 класс – 1 час, 6 класс – 1 час, 7 класс – 1 час) с целью  формирования у учащихся готовности к информацион­но-учебной деятельности, выражающейся в их желании применять средства информационных и коммуникацион­ных технологий в любом предмете для реализации учеб­ных целей и саморазвития; общих учебных умений и способов интеллектуальной деятельности на основе методов информатики; пропедевтики понятий базового курса школьной информа­тики; развитие творческих и познавательных способностей уча­щихся.
  • предметными курсами:
  1. o«Занимательное краеведение» (5 классы – 0,5 часа) целью данного курса является развитие личности школьника, воспитание патриотизма к своему краю, осмысление целосности и разнообразия мира, воспитание любви к своей Родине, принятие национально-региональной культуры как ценности, овладение навыками художественной деятельности и формирование потребности к творческому саморазвитию.
  2. o«За страницами учебника математики» (5 классы – 1 час) факультативный курс направлен на достижение следующих целей: развитие логического мышления, раскрытие творческих способностей ребенка, воспитание твердости в пути достижения цели (решения той или иной задачи), привитие интереса к предмету. Кроме того, факультативные занятия решают такие актуальные на сегодняшний день задачи, как: адаптация учащихся при переходе из начальной школы в среднее звено, работа с одаренными детьми в рамках подготовки к предметным олимпиадам и конкурсам.
  3. o«Ступеньки орфографии» (5 классы – 0,5 часа) факультативный курс направлен на решение следующих задач: развитие речевой личности учащихся; закреплению знаний по орфографии; развитие коммуникативных навыков, способность понимать, воспринимать, реагировать; воспитывать у школьников уважение к языку; развитие устной и письменной речи.
  4. o«Уроки словесности» (6,7 классы – 1 час) Курс предусматривает целенаправленное наблюдение за использованием разных языковых средств в лучших образцах художественной литературы, где наиболее полно проявляется изобразительно-выразительная сила русского языка. Многоаспектная языковая работа с литературными текстами позволит не только совершенствовать важнейшие речевые умения, но и сформулировать элементарные навыки лингвистического анализа и выразительного чтения художественного произведения. Тем самым эти занятия помогут в известной мере реализовать на практике идею межпредметных связей школьного курса русского языка и курса русской литературы.
  5. o«Мир мультимедиа технологий» (6,7 классы – 0,5 часа) данный факультативный курс рассматривает следующие задачи: научить учащихся создавать обрабатывать информацию с использованием  мультимедиа технологий; включение учащихся в практическую исследовательскую деятельность; развитие мотивации к сбору информации; научить учащихся пользованию Интернетом.
  6. o«Нестандартные задачи по математике» (6 класс – 0,5 часа) с целью способствования  расширения и углубления знаний учащихся, развития логического мышления, математической интуиции через решение задач, развивать творческие способности и расширять кругозор, приобщения учащихся к работе с математической литературой, вырабатывать отношение к математике как к красивой точной науке.
  7. o«Математический калейдоскоп» (7,8 классы – 0,5 часа) данный факультативный курс ставит перед собой следующие задачи: развития мышления учащихся,  формирование у них умений самостоятельно приобретать и применять знания; формирование познавательного интереса к математике, развитие творческих способностей, осознание мотивов учения; формирование умений выдвигать гипотезы, строить логические умозаключения, пользоваться методами аналогии, анализа и синтеза.
  8. o«Компьютерная компетенция» (8 класс – 1 час) с целью развиватия мышление учащихся, формирования у них умение приобретать и применять знания; усвоения школьниками идей фундаментальности понятия информация и неисчерпаемости  познания информационных процессов, понимание роли практики в познании; развития творческих способностей учащихся, осознанных мотивов учения, подготовка к продолжению образования и сознательному выбору профессии.
  9. o«Добро пожаловать в Великобританию и Америку» (8,9 классы – 0,5 часа) целью программы определено значение иностранного языка в современном обществе. Данный факультативный курс направлен на развитие и расширение познавательных интересов: приобретение учащимися знаний о культуре, истории, традициях, обычаях Великобритании и Америки и включение школьников в диалог культур, расширение активного и пассивного словарей в сфере изучения культуры, традиций другой страны, овладение необходимым запасом специальных терминов и понятий, связанных с данной темой.
  10. o«Трудные случаи русской пунктуации» (8,9 классы – 0,5 часа) факультативный курс решает следующие задачи: овладение основными нормами русского литературного языка; совершенствование общеучебных умений: обобщать, сравнивать, классифицировать, анализировать, оценивать; формирование языковой и лингвистической компетенций; формирование навыков работы с научно-популярной и справочной литературой, навыков самостоятельного сбора, анализа и классификации материала; развитие речевой культуры учащихся.
  11. o«Методы и приемы решения задач по физике» (8 класс – 0,5 часа) целью данного курса является  обучить школьников новым методам и приемам решения нестандартных физических задач; сформировать умения работать с различными источниками информации; выработать исследовательские умения; познакомить учащихся с исходными философскими идеями, физическими теориями и присущими им структурами, системой основополагающих постулатов и принципов, понятийным аппаратом, эмпирическим базисом; сформировать представление о современной физической картине мира; углубить интерес к предмету за счет применения деятельностного подхода в изучении курса, подборке познавательных нестандартных задач.
  12. o«Основы медицинской грамотности» (8 класс – 0,5 часа)
  13. o«Русские Колумбы» (8 класс – 0,5 часа)

Таблица  3

«Использование часов вариативной части учебного плана для 5-8 классов.

Региональный компонент

Название курса/предмета

Количество часов в неделю

5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

Русский язык

 

 

1

 

Информатика и ИКТ

1

1

1

 

География

 

1

 

 

ОБЖ

1

1

1

 

Факультатив: «Занимательное краеведение»

0,5

 

 

 

Факультатив: «За страницами учебника математики»

1

 

 

 

Факультатив: «Ступеньки орфографии»

0,5

 

 

 

Факультатив: «Уроки словесности»

 

1

1

 

Факультатив: «Мир мультимедиа технологий»

 

0,5

0,5

 

Факультатив: «Не стандартные задачи по математике»

 

0,5

 

 

Факультатив: «Математический калейдоскоп»

 

 

0,5

0,5

Факультатив: «Компьютерная компетенция»

 

 

 

1

Факультатив: «Добро пожаловать в Великобританию и Америку»

 

 

 

0,5

Факультатив: «Трудные случаи русской пунктуации»

 

 

 

0,5

Факультатив: «Методы и приемы решения задач по физике»

 

 

 

0,5

Факультатив: «Основы медицинской грамотности»

 

 

 

0,5

Факультатив: «Русские колумбы»

 

 

 

0,5

Итого:

4

5

5

4

 

Учебный план для 9  класса определяет максимальный объем учебной нагрузки обучающихся и распределяет учебное время, отводимое на освоение федерального компонента и компонента образовательного учреждения  – 36 часов (шестидневная неделя).

Предпрофильная подготовка осуществляется без деления на группы».

Предпрофильная подготовка в 9 классе представлена элективными курсами (обязательными предметами по выбору). На что в учебном плане предусмотрено 3 часа (1 час из вариативно   й части и 2 часа за счет предмета «Технология». 

Часы вариативной части учебного плана 9 класса представлены следующим образом:

 

 

Таблица 4

«Использование часов вариативной части учебного плана 9 класса»

Название предмета/курса

Часов в неделю

Основы безопасности жизнедеятельности

1

Предпрофильная подготовка (элективные курсы)

1

Факультатив: «Добро пожаловать в Великобританию и Америку»

0,5

Факультатив: «Трудные случаи русской пунктуации»

0,5

Элективный курс: «Грамматика. Текст. Стили речи»

0,5

Элективный курс: «Алгебра учит рассуждать»

0,5

Итого:

4

 

Элективные учебные предметы – это обязательные учебные предметы по выбору обучающихся из регионального и школьного компонентов и определены образовательным учреждением на основе выбора учащихся.

Элективные учебные предметы представлены следующими курсами:

  1. o данный курс освещает намеченные, но не имеющие глубокой проработки в общем курсе школьной алгебры вопросы. Стоит отметить, что навыки решения уравнений различной степени совершенно необходимы всякому ученику, желающему хорошо подготовиться и успешно сдать экзамены по алгебре, добиться значимых результатов при участии в математических конкурсах и олимпиадах.
  2. o«Географическое положение России» (9 класс – 0,5 часа), целью данного курса является: развитие способностей учащихся не только усваивать раз и навсегда предлагаемые постулаты из учебников, а, применяя деятельностный (компетентностный) подход, извлекать для себя новое, неизведанное в мире давно знакомых вещей и явлений; формирование у учеников интереса к изучению географии, умения самостоятельно приобретать и применять на практике полученные знания; развитие у учащихся коммуникативных навыков: умение работать в группах, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения.
  3. o«Я выбираю профессию» (9 класс – 1 час), данный курс призван обеспечить социальное развитие учащихся школы путём усиления их личностного потенциала и подготовки к будущей профессии. Представленная программа насыщена не только теоретическим, но и практическим активизирующим профориентационным материалом.
  4. o«Сам себе адвокат» (9 класс – 0,5 часа)
  5. o«Физика на твоей усадьбе» (9 класс – 0,5 часа) Программа курса предусматривает органичное, содержательное и структурное  единство физического, математического, биологического материала, которое может обеспечить более глубокое раскрытие основных понятий, законов и теорий за счет реализации  межпредметных связей, способствовать формированию представления о современной картине мира, познании природы.                                                                                                               Основной целью  данного элективного  курса является создание условий для

 

  1. IV.Среднее (полное) общее образование

(Универсальное обучение)

 

Задачами учебного плана III ступени образования 11 кл. является изучение предметов, дающих учащимся возможность освоения программы среднего (полного) общего образования, развития устойчивых познавательных интересов, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, профессионального самоопределения учащихся.

Среднее (полное) образование – завершающая ступень общего образования. Данная ступень является общедоступной и обязательной. В связи с модернизацией образования, учебный план III ступени обеспечивает наиболее личностную направленность и вариативность образования, его дифференциацию и индивидуализацию.

Учебный план для X-ХI классов ориентирован на 2-летний нормативный срок освоения образовательных программ среднего (полного) общего образования.  Продолжительность учебного года: X-XI класс - 35 учебных недель. X-XI классы работают в режиме 6-дневной учебной недели на основании Устава школы.

      Учебный план в X-XI классах состоит из инвариантной части (базовый компонент) и вариативной (региональный и школьный компоненты).

      Базовый компонент в X-XI классах представлен 7-ю образовательными областями: филология, математика, обществознание, естествознание, искусство, технология, физическая культура.

Образовательная область «Филология» предусматривает изучение русского языка  и  литературы, иностранного языка в X-XI классах.

В образовательную область "Математика" входят учебные предметы   геометрия, алгебра и начала анализа, информатика и ИКТ

Русский язык» и «Литература» являются обязательными предметами для  обучения.

  Для обеспечения подготовки выпускников старшей школы к успешной сдаче  государственной (итоговой) аттестации 2 часа регионального компонента используется на увеличение количества часов на преподавание предмета «Алгебра и начала анализа» ( с 2-х до  3-х часов) и предмета «Русский язык» (с 1-го до 2-х часов)

Образовательная область «Обществознание» включает историю,   обществознание, географию.  Учебный предмет «Обществознание» является интегрированным, построен по модульному принципу и включает содержательные разделы: "Общество", "Человек", "Социальная сфера", "Политика", "Экономика" и "Право".

В образовательную область "Естествознание" входят: учебные предметы физика, химия, биология. В X-XI классах изучаются как самостоятельные учебные предметы "Физика", "Химия", "Биология". Часы вариативной части использованы на увеличение количества часов на преподавание предметов инвариантной части «Физика» (по 1 часу соответственно в X-XI классах), «Химия» (по 1 часу соответственно в X-XI классах), «Биология» (1 час в  X  классе). Экологическое образование реализовано через экологизацию дисциплин (химия, биология, физика, география) в основной школе.  

В образовательной области "Искусство" изучаются учебный предмет «МХК» по 1 часу в неделю в X-XI классах.  

Образовательная область «Технология» в X-XI классах представлена учебным предметом «Технология»  по 2 часа в неделю.

Образовательная область «Физическая культура» включает дисциплины: физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности. В целях сохранения и укрепления физического и психического здоровья обучающихся средствами физической культуры и спорта  учебный план представлен тремя  часами физической культуры  в  X-XI классах. Третий час учебного предмета "Физическая культура" используется на увеличение двигательной активности и развитие физических качеств обучающихся, внедрение современных систем физического воспитания.

 В X-XI классах ОБЖ изучается как самостоятельный курс (1 час в неделю)..

Часы регионального и школьного   компонентов использованы на:

Факультатив «Работа над эссе по истории и обществознанию» (11 класс – 0,5 часа)

Факультатив «Искусство устной и письменной речи» (11 класс – 0,5 часа)

Элективный курс «Основы православной культуры» (11 класс – 0,5 часа)

Элективный курс  «Избранные вопросы математики» (11 класс – 0,5 часа)

Элективный курс «ЕГЭ по русскому языку в вопросах и ответах» (11 класс – 0,5 часа)

Элективный курс «Всемирная история в тестах и задачах» (11 класс – 0,5 часа)

Элективный курс «Компьютерное делопроизводство» (11 класс – 0,5 часа)

Факультатив «Уравнения и неравенства» (11 класс – 0,5 часа)

При организации элективных курсов деление на внутриклассные не осуществляется.

При проведении учебных занятий по "Иностранному языку" (II - IX классы), "Технологии" (V - IX классы), а также по "Информатике и ИКТ" и «Физическая культура» осуществляется деление классов на две группы при наполняемости 20 и более человек.

Обязательная учебная нагрузка обучающихся не превышает объем максимально допустимой  учебной нагрузки.

 

 

 

Учебный план для  I и III классов реализующих Федеральные государственные стандарты начального общего образования

Предметные области

Учебные предметы

Количество часов в неделю/год в 1 классе

Количество часов в неделю/год во 2 классе

Количество часов в неделю/год в 3 классе

Филология

Русский язык

4/132

5/170

5/170

Литературное чтение

4/132

4/136

4/136*

Иностранный язык (английский язык)

0

2/68

2/68

Математика

Математика

4/132

4/136

4/136

Информатика и ИКТ

 

 

1/34**

Обществознание и естествознание (окружающий мир)

Окружающий мир (человек, природа, общество)

2/66

2/68

2/68

Искусство

Музыка

1/33

1/34

1/34

ИЗО

1/33

1/34

1/34

Технология

Технология (Труд)

1/33

1/34

1/68

Физическая культура

Физическая культура

3/99

3/102

3/102

Итого:

20/660

23/782

25/875

Региональный компонент

Факультатив «Занимательная грамматика»

 

1

 

с. к. «Азбука здоровья»

 

 

1

Факультатив «Математика для любознательных»

 

1

1

Факультатив «Речевой этикет»

 

1

 

Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка

20/660

26/910

26/910

 

*Часы на преподование учебного предмета «Литературное чтение» увеличены с 3х до 4х за счет вариативной части учебного плана.

**Один час вариативной части учебного плана отведен на введение учебного предмета «Информатика и ИКТ» в 3 классе

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебный план для IV классов

 

Учебные предметы

Количество часов в неделю / год

Русский язык

5/170

Литературное чтение

4/136*

Иностранный язык (английский)

2/68

Математика

4/136

Информатика и ИКТ

1/34**

Окружающий мир (Человек, природа, общество)

2/68

Искусство (Музыка и ИЗО)

2/68

Технология (Труд)

2/68

Физическая культура

3/102

Основы религиозных культур и светской этики

1/34***

Предельно допустимая нагрузка

26/910

 

*Часы на преподование учебного предмета «Литературное чтение» увеличены с 2х до 4х часов за счет вариативной части учебного плана.

**Один час вариативной части учебного плана отведен на введение учебного предмета «Информатика и ИКТ» в 4 классе

*** Один час вариативной части учебного плана отведен на введение курса «Основы религиозных культур и светской этики»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебный план для 5-8 классов на 2013-2014 учебный год

 

Учебные предметы

Количество часов в неделю/год

5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

Федеральный компонент

Русский язык

6/210

6/210

5/175*

3/105

литература

3/105

2/70

2/70

2/70

Иностранный язык (английский)

3/105

3/105

3/105

3/105

Математика

5/175

5/175

 

 

Алгебра

 

 

3/105

3/105

Геометрия

 

 

2/70

2/70

Информатика и ИКТ

1/35**

1/35**

1/35**

1/35

История

2/70

2/70

2/70

2/70

Обществознание

 

1/35

1/35

1/35

География

 

2/70***

2/70

2/70

Природоведение

2/70

 

 

 

Физика

 

 

2/70

2/70

Химия

 

 

 

2/70

Биология

 

1/35

2/70

2/70

Музыка

1/35

1/35

1/35

 

ИЗО

1/35

1/35

1/35

 

МХК

 

 

 

1/35

Технология

2/70

2/70

2/70

2/70

ОБЖ

1/35****

1/35****

1/35****

1/35

Физическая культура

3/105

3/105

3/105

3/105

Минимальная нагрузка

30/1050

31/1085

33/1155

32/1120

Региональный компонент

С.к. «Занимательное краеведение"

0,5/17,5

 

 

 

Факультатив «За страницами учебника математики»

1/35

 

 

 

Факультатив «Ступеньки орфографии»

0,5/17,5

 

 

 

Факультатив «Мир мультимедиа технологий

 

0,5/17,5

0,5/17,5

 

Факультатив «Уроки словесности»

 

1/35

1/35

 

Факультатив «Нестандартные задачи по математике»

 

0,5/17,5

 

 

Факультатив «Математический калейдоскоп»

 

 

0,5/17,5

0,5/17,5

Факультатив «Основы математической логики»

 

 

 

1/35

Факультатив «Добро пожаловать в Великобританию и Америку»

 

 

 

0,5/17,5

Факультатив «Трудные случаи русской пунктуации»

 

 

 

0,5/17,5

Факультатив «Методы и приемы решения задач по физике»

 

 

 

0,5/17,5

Факультатив «Основы медицинской грамотности»

 

 

 

0,5/17,5

Факультатив «Русские Колумбы»

 

 

 

0,5/17,5

Максимальная недельная нагрузка

32/1120

33/1155

35/1225

36/1260

 

*Часы, отведенные на изучение учебного предмета «Русский язык» в 7 классе, увеличены на 1 час в неделю (с 4 до 5 часов) за счет часов регионального компонента;

** «Информатика и ИКТ» изучается с 5 по 7 класс как самостоятельный учебный предмет по 1 часу в неделю за счет часов вариативной части учебного плана;

*** Часы, отведенные на изучение учебного предмета « География »  в 6 классе, увеличены на 1 час в неделю (с 1-го до 2-х часов) за счет часов регионального компонента вариативной части.

**** В учебном плане предусмотрено отведение часов регионального компонента на изучение предметного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в 5-х, 6-х, 7-х  классах по одному часу в неделю.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебный план для IX класса

Учебные предметы

Количество часов в неделю/год

Федеральный компонент

Русский язык

2/70

Литература

3/105

Иностранный язык (английский)

3/105

Алгебра

3/105

Геометрия

2/70

Информатика и ИКТ

2/70

История

2/70

Обществознание

1/35

География

2/70

Физика

2/70

Химия

2/70

Биология

2/70

МХК

1/35

ОБЖ

1/35*

Физическая культура

3/105

Минимальная нагрузка

31/1085

Региональный компонент

Факультатив «Добро пожаловать в Великобританию и Америку»

0,5/17,5

Факультатив «Трудные случаи русской пунктуации»

05/17,5

Элективный курс: «Грамматика. Текст. Стили речи»

0,5/17,5

Элективный курс: «Алгебра учит рассуждать»

0,5/17,5

Предпрофильная подготовка (Элективные курсы)**

«Мир уравнений –мир алгебры»;

0,5/17,5

«Я выбираю профессию»

1/35

«Сам себе адвокат»

0,5/17,5

«Географическое положение России»

0,5/17,5

« Физика на твоей усадьбе».

0,5/17,5

Максимальная нагрузка

36/1260

* В учебном плане предусмотрено отведение часов регионального компонента на изучение предметного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в 5-х, 6-х, 7-х  классах по одному часу в неделю.

** Предпрофильная подготовка в 9 классе представлена элективными курсами (обязательными предметами по выбору). На что в учебном плане предусмотрено 3 часа (1 час из вариативной части и 2 часа за счет предмета «Технология»).  

 

 

Учебный план для XI класса (универсальное обучение)

 

Федеральный компонент

Учебные предметы

Количество часов в год

Распределение часов в неделю

Русский язык

70

2

Литература

105

3

Иностранный язык (английский язык)

105

3

Алгебра и начала анлиза

105

3

Геометрия

70

2

Информатика и ИКТ

35

1

История

70

2

Обществознание

70

2

География

35

1

Биология

70

2

Физика

105

3

Химия

70

2

Технология

70

2

Физическая культура

105

3

ОБЖ

35

1

Мировая художественная культура

35

1

Всего:

1155

33

Региональный компонент

Факультатив «Работа над эссе по истории и обществознанию»

17,5

0,5

Факультатив «Искусство устной и письменной речи»

17,5

0,5

Элективный курс «Избранные вопросы математики»

17,5

0,5

Элективный курс: «ЕГЭ по русскому языку в вопросах и ответах»

17,5

0,5

Элективный курс «Компьютерное делопроизводство»

17,5

0,5

Факультатив «Уравнения и неравенства»

17,5

0,5

Элективный курс «Основы православной культуры»

 

17,5

0,5

Элективный курс «Всемирная история в тестах и задачах»

17,5

0,5

Максимальная нагрузка:

1295

37