Версия для слабовидящих
Обычная версия сайта   Размер шрифта:   Цветовая схема:   Изображения:

Учебный план муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №7» ст. Беломечетская, Кочубеевского района, Ставропольского края на 2016-2017 учебный год

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная  школа  №7»  ст. Беломечетская, Кочубеевского района, Ставропольского края  на 2016-2017 учебный год

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

             к  учебному плану муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная  школа  №7»  ст. Беломечетская, Кочубеевского района, Ставропольского края

на 2016-2017 учебный год

 

1. Общие положения

 

               Учебный план муниципального  общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная  школа  №7» ст. Беломечетская, Кочубеевского района Ставропольского края  разработан на основе:

- федерального базисного учебного плана, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09 марта   2004 года № 1312, в редакции приказов Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 августа 2008 года № 241, от 30 августа      2010 года № 889, от 3 июня 2011 года № 1994, от 01 февраля 2012 года, № 74;

- федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации от 05 марта 2004 года № 1089 "Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования", в редакции приказов Министерства образования и науки Российской Федерации от 03 июня 2008 года, № 164, от 31 августа 2009 года, № 320, от 19 октября  2009 года, № 427, с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 10 ноября 2011 года № 2643, от 24 января 2012 года № 39, от 31 января 2012 года № 69 (для 4-11 классов),

- федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 года № 373 (далее - ФГОС НОО)  в редакции приказов Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 ноября 2010 года, № 124 (для 1-х и 3 - х классов);

- приказа  Министерства образования и науки Российской Федерации от           09 марта 2004 года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования», в редакции приказов Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 августа 2008 года № 241, от 30 августа 2010 года № 889, от 3 июня 2011 года № 1994, от 01 февраля 2012 года, № 74;

- приказа  Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в редакции приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 ноября 2010 года, № 1241, от 22 сентября            2011 года № 2357 и от 18 декабря 2012 года №1060);

- письма  Министерства образования и науки Российской Федерации от        12 мая 2011 года № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования»;

- письма  Министерства образования и науки Российской Федерации от                          30 мая 2012 года, № МД-583/19 «О методических рекомендациях «Медико-педагогический контроль за организацией занятий физической культурой обучающихся с отклонениями в состоянии здоровья»;

- письма  Министерства образования и науки Российской Федерации от          08 октября 2010 года № ИК-1494/19  «О введении третьего часа физической культуры»;

- письма  Министерства образования и науки Российской Федерации от          07 сентября 2010 года № ИК-1374/19 и письмо Министерства спорта и туризма Российской Федерации от 13 сентября 2010  года № ЮН-02-09/4912                           «О методических указаниях по использованию спортивных  объектов в качестве межшкольных центров для проведения школьных уроков физической культуры и внешкольной спортивной работы»;

- письма  министерства образования и науки Российской Федерации от          16 мая 2012 года № МД-520/19 «Об оснащении спортивных залов и сооружений общеобразовательных учреждений»;

- письма  Департамента развития системы физкультурно-спортивного воспитания от 25 июня 2012 года № 19-186 « О направлении учебных программ по физической культуре для общеобразовательных учреждений»;

- письма Департамента развития системы физкультурно-спортивного воспитания от 06 июня 2012 года № 19-166 « О направлении учебных программ по физической культуре для общеобразовательных учреждений»;

- приказа министерства образования Ставропольского края от                              24 июля 2014 года № 784-пр «Об утверждении примерного учебного плана для образовательных учреждений Ставропольского края, реализующих программы общего образования».

Учебный план обеспечивает выполнение санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.2821-10 -«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 года № 189, в редакции Изменений № 1, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 июня 2011 года № 85 и предусматривает в соответствии с федеральным базисным учебным планом и Типовым положением об общеобразовательном учреждении, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 года, № 196, в редакции Постановлений Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2002 года, № 919, от 01 февраля 2005 года, № 49, от 30 декабря 2005 года, № 854, от 20 июля 2007 года № 459, от 18 августа 2008 года, № 617, от 10 марта 2009 года , № 216:

Учебный план предусматривает

 4-летний срок освоения образовательных программ начального общего образования для 1-4 классов; продолжительность учебного года в  1-х классах - 33 учебные недели, во 2-4-х классах - не менее 34 учебных недель;

- 5-летний срок освоения образовательных программ основного общего образования для 5-9 классов; продолжительность учебного года - не менее  35 учебных недель (не включая летний экзаменационный период);

- 2-летний срок освоения образовательных программ среднего  общего образования; продолжительность учебного года - не менее 35 учебных недель (не включая летний экзаменационный период и проведение учебных сборов по основам военной службы).

Продолжительность учебной недели для 1-х классов – пятидневная учебная неделя, для 2-11 классов – шестидневная учебная неделя.

Промежуточная аттестация  является обязательной для всех обучающихся школы по завершении определенного временного промежутка.

- четвертная промежуточная аттестация проводится о 2-4 классах; 5-9 классах;

- полугодовая промежуточная аттестация проводится в 10-11 классах.

Промежуточная аттестация (итоговый контроль) в переводных классах может проводиться в следующих формах: итоговая контрольная работа, переводной письменный и устный экзамен, собеседование, итоговый опрос, тестирование, защита реферата или творческой работы, защита проекта и другие формы.

Промежуточная аттестация включает в себя:

- годовая (контрольная работа по русскому языку) для учащихся 2-8, 10 классов;

- годовая (контрольная работа по математике) для учащихся 2-8, 10 классов;

- итоговая аттестация учащихся 9,11 классов сдающих экзамены в форме ЕГЭ и ГИА, проводится в соответствии с действующим законодательством;

- итоговые работы по предметам, рекомендованные отделом образования.

Предметная область «Основы безопасности жизнедеятельности» включает в себя учебные предметы «Физическая культура» и «Основы безопасности жизнедеятельности». В учебном плане 5 – 9 классов предусмотрено отведение часов регионального компонента на преподавание учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в 5-7, 9 классах по 1 часу в неделю. Федеральным компонентом учебного плана установлено 1 час в неделю для учащихся 8-х классов и 11 класса. Преподавание ОБЖ в начальной школе строится на основе интегрированного учебного курса «Окружающий мир», где рассматриваются элементы основ безопасности жизнедеятельности.

В структуре  учебного плана  выделяются две части:

  • инвариантная (часы федерального компонента увеличены за счет часов регионального);
  • вариативная (компонент образовательного учреждения – не менее 10% от общего нормативного времени).

Инвариантная часть обеспечивает сохранение единого образовательного пространства в Российской Федерации как при шестидневной, так и при пятидневной учебных неделях.

Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана общеобразовательного учреждения, состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса,  в совокупности не превышает величину недельной образовательной нагрузки.

              Учебный план школы определяет максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, состав предметных  областей и учебных предметов, распределяет  учебное время, отводимое на освоение содержания образования по классам, предметным областям  и предметам.

                 Учебный план и логика его построения отражают основные задачи и цели, стоящие перед школой, и создают возможности для развития способностей каждого ребенка с учетом интересов и психологических особенностей детей, что находит отражение в портфолио учащихся. При формировании  рабочего учебного плана школа учитывает результаты изучения образовательного спроса учащихся и  их родителей.

 

2. Начальное общее образование

 

Учебный план для I-IVклассов разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования  (приказМинистерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в редакции приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 ноября 2010 года, № 1241, от 22 сентября 2011 года № 2357 и от 18 декабря 2012 года №1060)).

Задачей Учебного плана 1-4 классов является изучение учащимися предметов, способствующих овладению учащимися устойчивой речевой, письменной и математической грамотностью,  воспитанию культуры речи и общения.

Начальная школа, сохраняя преемственность с дошкольным периодом детства, обеспечивает дальнейшее становление личности ребенка, его интеллектуальное, социальное, физическое развитие. Приоритетными в начальных классах являются воспитательные, общеучебные и развивающие функции.

У младших школьников формируется развернутая учебная деятельность (умение учиться) путем овладения организационными, логикоречевыми, познавательными и контрольно-оценочными умениями и навыками, личным опытом культуры поведения в социальной и естественной среде, сотрудничества в разных видах деятельности. Образовательными результатами этого этапа школы являются полноценные читательские, речевые, вычислительные умения и навыки, общие знания о реальном мире в его связях и зависимостях, развитие сенсорных умений, мышления, воображения, памяти, способности к творческому самовыражению, личного ценностного отношения к труду, искусству, здоровью, умению выполнять творческие задания.

1,2 ,3–е классы обучаются в соответствии с ФГОС начального общего образования по программе «Школа России»

 4 классы обучаются в соответствии с ФГОСначального общего образования по программе «Школа 2100».

Формы промежуточной аттестации.

Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. Результаты накопленной оценки, полученной в ходе текущего и промежуточного оценивания, фиксируются, в форме портфеля достижений и учитываются при определении итоговой оценки. Предметом итоговой оценки освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования являются:

итоговые комплексные работы – система заданий различного уровня сложности по, русскому языку, математике и окружающему миру.

В учебном процессе оценка предметных результатов проводится с помощью диагностических работ (промежуточных и итоговых), направленных на определение уровня освоения темы учащимися.  В процессе оценки используются разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения).

 

Учебный план начального образования является базой для получения основного общего образования. Содержание образования на данной ступени реализуется преимущественно за счёт введения учебных курсов, обеспечивающих целостное восприятие мира, системно -деятельностного подхода и индивидуализации обучения.

Федеральный компонент учебного плана 1-4 классов устанавливает обязательные для изучения предметы в объеме:

- «Русский язык» для первого класса 4 часов в неделю и для 2, 3 классов  5 часов в неделю;

-  «Литературное чтение» для 1, 2, 3,4 классов 4 часов в неделю, где количество часов, отводимое на изучение данного курса, в неделю в 3м классе увеличено с 3 до 4 часов  за счет вариативной части учебного плана;

- «Математика» для 1, 2, 3 классов – 4 часа в неделю;

- «Окружающий мир» - 2 часа для 1-3 классов;

- «Иностранный язык» - для 2-3 классов – 2 часа в неделю.

- «Физическая культура» - для 1-3 классов – 3 часа в неделю.

- «Технология (Труд) – для 1-3 классов 1 час в неделю.

На преподавание образовательной области Искусство отведено 2 часа в неделю, представленной предметами «Музыка» и «ИЗО».

В 3м классе 1 час регионального компонента и компонента образовательного учреждения использован на введение предметного курса «Информатика и ИКТ»

Компонент образовательного учреждения (вариативная часть учебного плана) 2-3 классов включает следующие предметные курсы:

  • «Занимательная грамматика» (2 класс – 1 час) ориентирован на совершенствование устной и письменной  речевой деятельности младшего школьника,  его диалогической и монологической речи, коммуникативной компетенции, культуры речи, формирование интереса к родному языку,       интереса к чтению и книге.
  • «Математика для любознательных» (2-3,  класс – 1 час, 4 класс – 0,5) направлен на   развитие  абстрактного и  логического мышления,  образного воображения,  математической речи,  неординарных способностей.
  • «Речевой этикет»  (2 класс – 1 час) направлен на совершенствование   коммуникативной компетенции учащихся, предполагает умение решать средствами языка задачи общения в коммуникативно-речевых ситуациях (обращение, знакомство, приветствие, поздравление, пожелание, приглашение, извинение, просьба, совет, отказ, согласие, утешение, комплимент), типичных для их деятельности.
  • «Азбука здоровья» (3 класс – 1 час) направлен на формирование здорового жизненного стиля и реализация индивидуальных способностей каждого ученика, профилактику вредных привычек, расширение кругозора школьников в области физической культуры и спорта, формирование у детей мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни
  • «Познай себя» (4 класс – 0,5 часа)

 

Часы вариативной части учебного плана для IVкласса распределены следующим образом:

- на изучение предмета «Литературное чтение» увеличено с двух до четырех часов в неделю;

- на введение учебного предмета «Информатика и ИКТ» (1 час в неделю)

Федеральный компонент учебного плана 1-4 классов содержит комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» (приказ МОСК от 31.01.2012 года №69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г.№1089, приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 01.02.2012 года №74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. №1312), для изучение которого отведен 1 час в 4-м классе. По результатам опроса родителей учащихся был выбран модуль «Основы православной культуры»». Целью преподавания данного модуля является формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России.

3. Основное общее образование

Пояснительная записка к учебному плану 5-6 класса

Обучающиеся 5-6 х классов будут учиться в режиме реализации ФГОС основного общего образования.

Учебный план основного общего образования является частью основной образовательной программы образовательного учреждения, обеспечивает реализацию требований Стандарта основного общего образования, определяет общий объём учебной нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей, а также возможных направлений внеурочной деятельности, распределяет учебное время, отводимое на освоение содержания образования по классам и учебным предметам.

Он состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, включающей внеурочную деятельность.

Обязательная часть учебного плана определяет состав обязательных учебных предметов обязательных предметных областей в соответствии с ФГОС основного общего образования.

В учебный план входят следующие обязательные предметные области и обязательные учебные предметы:

филология (русский язык, литература, иностранный язык), основными задачами которой являются:

- формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

- развитие диалогической и монологической устной и письменной речи, коммуникатив-

ных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности;

общественно-научные предметы (история, обществознание, география), основные задачи которых:

- формирование мировоззренческой сферы обучающихся, личностных основ российской гражданской идентичности, социальной ответственности, правового самосознания, поликультурности, толерантности, приверженности ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации;

- понимание основных принципов жизни общества, роли окружающей среды как важного фактора формирования качеств личности, ее социализации;

- владение экологическим мышлением, обеспечивающим понимание взаимосвязи между природными, социальными, экономическими и политическими явлениями, их влияния на качество жизни человека и качество окружающей его среды;

- осознание своей роли в целостном, многообразном и быстро изменяющемся глобальном мире;

- приобретение теоретических знаний и опыта их применения для адекватной ориентации в окружающем мире, выработки способов адаптации в нём, формирования собственной активной позиции в общественной жизни при решении задач в области социальных отношений;

математика и информатика (математика, алгебра, геометрия, информатика), основными задачами которой являются:

- осознание значения математики и информатики в повседневной жизни человека;

- формирование представлений о социальных, культурных и исторических факторах становления математической науки;

- понимание роли информационных процессов в современном мире;

- формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, универсальном языке науки, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления;

основы духовно-нравственной культуры народов России, основная задача: 

- воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию;

- знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве;

- формирование представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности;

- понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества;

- формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности;

естественно-научные предметы (физика, биология, химия) призваны решить следующие задачи:

- формирование целостной научной картины мира;

- понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире, постоянного процесса эволюции научного знания, значимости международного научного сотрудничества;

- овладение научным подходом к решению различных задач;

- овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты;

- овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни;

- воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде;

- овладение экосистемной познавательной моделью и ее применение в целях прогноза экологических рисков для здоровья людей, безопасности жизни, качества окружающей среды;

- осознание значимости концепции устойчивого развития;

- представления научно обоснованных аргументов своих действий, основанных на межпредметном анализе учебных задач;

искусство (изобразительное искусство, музыка) должно обеспечить:

- осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;

- развитие эстетического вкуса, художественного мышления обучающихся, способности воспринимать эстетику природных объектов, сопереживать им, чувственно-эмоционально оценивать гармоничность взаимоотношений человека с природой и выражать свое отношение художественными средствами;

- развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности;

- формирование интереса и уважительного отношения к культурному наследию и ценностям народов России, сокровищам мировой цивилизации, их сохранению и приумножению.

- развитие способностей к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного и музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;

технология (технология) призвана обеспечить:

- развитие инновационной творческой деятельности обучающихся в процессе решения прикладных учебных задач;

- активное использование знаний, полученных при изучении других учебных предметов, и сформированных универсальных учебных действий;

- совершенствование умений выполнения учебно-исследовательской и проектной деятельности;

- формирование представлений о социальных и этических аспектах научно-технического прогресса;

- формирование способности придавать экологическую направленность любой деятельности, проекту; демонстрировать экологическое мышление в разных формах деятельности;

физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности (физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности) призвана обеспечить:

- физическое, эмоциональное, интеллектуальное и социальное развитие личности обучающихся с учётом исторической, общекультурной и ценностной составляющей предметной области;

- формирование и развитие установок активного, экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни;

- понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;

- овладение основами современной культуры безопасности жизнедеятельности, понимание ценности экологического качества окружающей среды, как естественной основы безопасности жизни;

- понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения;

- развитие двигательной активности обучающихся, достижение положительной динамики в развитии основных физических качеств и показателях физической подготовленности, формирование потребности в систематическом участии в физкультурно-спортивных и оздоровительных мероприятиях;

- установление связей между жизненным опытом обучающихся и знаниями из разных предметных областей.

Часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса, определяет содержание образования, обеспечивающего реализацию интересов и потребностей обучающихся, их родителей (законных представителей), образовательного учреждения, учредителя образовательного учреждения (организации).

Внеурочная деятельность организуется по следующим направлениям раз-

вития личности:

духовно-нравственное,

физкультурно-спортивное и оздоровительное,

социальное,

общеинтеллектуальное,

общекультурное.

Формы организации внеурочной деятельности: кружки, спортивные секции, краеведческая работа, научно-практические конференции, олимпиады, военно-патриотические объединения и т. д.

Компонент образовательного учреждения (вариативная часть учебного плана) 5-6 класса представлен:

- учебным предметом:

Часы на преподавание «Литературы» увеличены с 3 до 4 за счет вариативной части в 5 классе и 3 часа в 6 классе;

 Один час вариативной части учебного плана отведен на введение учебного предмета «Информатика и ИКТ» в 5 классе; в 6 классе изучается как самостоятельный учебный предмет.

Один час вариативной части учебного плана отведен на введение учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»

- предметными курсами:

 

 «За страницами учебника математики» (5 классы – 0,5 час) факультативный курс направлен на достижение следующих целей: развитие логического мышления, раскрытие творческих способностей ребенка, воспитание твердости в пути достижения цели (решения той или иной задачи), привитие интереса к предмету. Кроме того, факультативные занятия решают такие актуальные на сегодняшний день задачи, как: адаптация учащихся при переходе из начальной школы в среднее звено, работа с одаренными детьми в рамках подготовки к предметным олимпиадам и конкурсам.

«Ступеньки орфографии» (5 классы – 0,5 часа) факультативный курс направлен на решение следующих задач: развитие речевой личности учащихся; закреплению знаний по орфографии; развитие коммуникативных навыков, способность понимать, воспринимать, реагировать; воспитывать у школьников уважение к языку; развитие устной и письменной речи.

 

Пояснительная записка к учебному плану 7-9 классов

 

Главной задачей учебного плана 7-8 классов является изучение предметов, способствующих освоению обучающимися общеобразовательных программ общего образования, формирование склонностей, интересов и способностей учащихся к самоопределению.

Учебный план дает возможность совершенствовать и расширять круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности учащихся, формирует элементы культуры, что является необходимым условием развития и социализации учащихся.

Учебный план II ступени обучения определяет максимальный объем учебной нагрузки обучающихся и распределяет учебное время, отводимое на освоение федерального компонента и компонента образовательного учреждения по классам, соответственно:   7 класс – 35 часов, 8 класс – 36 часов (шестидневная учебная неделя).

Федеральный компонент (инвариантная часть) учебного плана 7-8 классов направлен на реализацию следующих основных целей: формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах деятельности; приобретение опыта разнообразной деятельности (познание и самопознание).

                  Обучение русскому языку и литературе предполагает формирование лингвистической, языковой и коммуникативной компетенции. Усиливается внимание к формированию этнокультуроведческой компетенции, осознание учащимися красоты и выразительности родной речи. Количество часов, отводимое на изучение предмета «Русский язык» в  8 классах  соответствует количеству часов регионального учебного плана.

            Часы, отведенные на изучение учебного предмета « Русский язык»  в 7 классе, увеличены на 1 час в неделю (с 4-х до 5-ти часов) за счет часов регионального компонента вариативной части.

Часы отведенные на преподавание учебного предмета «Литература» в 7-8 классах увеличено на 1 час, за счет вариативной части учебного плана и составляет 3 часа в неделю.

 

Таблица 1

 

Учебный предмет

7 кл.

8 кл.

Русский язык

5

3

Литература

3

3

Иностранный язык (английский )

3

3

 

          Став языком науки и техники, математика все шире проникает и в повседневную жизнь. Грамотное владение математическим языком существенно расширяет коммуникативные возможностисовременного образованного человека. В  7-8 классах «алгебра» изучается по 3-х часовой программе, «геометрия» –  2 часа в неделю. Предмет «геометрия» преподается в 7 классе  2 часа в неделю,  «алгебра» 3 часа в неделю, в соответствии с образовательной программой.  Количество часов, отведенное на изучение предмета «Информатика и ИКТ», соответствует  региональному учебному плану в 8-х классах по 1 часу в неделю. «Информатика и ИКТ» изучается с 6-го по 7-й класс как самостоятельный  учебный предмет   по 1 часу в неделю за счет часов регионального компонента. Систематические курсы физики с 7-го класса, химии с 8-го класса, биологии с 6-го класса изучают по 2-х часовой программе, что позволяет углубить знания об окружающем мире, способствует приобретению навыков применения достижений науки в практической деятельности. 

        Учебный предмет География  с 7-го по 8-й класс  изучается  2 часа  в неделю. Часы, отведенные на изучение учебного предмета « География »  в 6 классе, увеличены на 1 час в неделю (с 1-го до 2-х часов) за счет часов регионального компонента вариативной части.

       История формирует систему знаний об истории человеческого общества, места в ней России, воспитывает гражданина и патриота Отечества.

      Курс обществознание приобщает к гражданской культуре, освоению начал правовых, социологических, политологических, экономических, культурологических знаний. Включение в эту область курса географии дает возможность более широкой реализации межпредметных связей не только обществоведческих предметов, но и между природой и обществом. При этом развитие общества рассматривается как во времени, так и в пространстве.  Количество часов, отводимое на изучение предметов данной образовательной области, соответствует  региональному  учебному плану:

Таблица 2

Учебный предмет

7 кл.

8 кл.

История

2

2

 Обществознание

1

1

География

2

2

 

           Учебный предмет Музыка изучается с 6-го по 7-й класс по 1 часу в неделю. Учебный предмет изобразительное искусство  изучается с 6-го по 7-й класс – 1 час в неделю. Учебный предмет МХК изучается в с 8-го класса с целью непрерывности художественно-эстетического образования (1 час в неделю).

                  Учебный предмет Физическая культура  изучается с 6-го по 8-й класс по 3-х часовой программе. Учебный предмет ОБЖ изучается с 6-го по 7-й класс, 9-й класс – 1 час в неделю за счет часов регионального компонента. В 8-м классе  количество часов, отведенное на изучение ОБЖ,  соответствует базисному учебному плану (1 час в неделю).

                   Учебный предмет  Технология изучается по 2-х часовой программе с 6-го по 8-й класс.

Компонент образовательного учреждения (вариативная часть учебного плана) 6-9 классов представлен:

  • учебным предметом:
    • «Основы безопасности жизнедеятельности» (6,7,9 классы – 1 час)  способствует воспитанию здорового образа жизни и чувства ответственности за личную безопасность.
    • «Информатика» (6 класс – 1 час, 7 класс – 1 час) с целью  формирования у учащихся готовности к информацион­но-учебной деятельности, выражающейся в их желании применять средства информационных и коммуникацион­ных технологий в любом предмете для реализации учеб­ных целей и саморазвития; общих учебных умений и способов интеллектуальной деятельности на основе методов информатики; пропедевтики понятий базового курса школьной информа­тики; развитие творческих и познавательных способностей уча­щихся.
    • предметными курсами:
      •  «Математический калейдоскоп» (7,8 классы – 0,5 часа) данный факультативный курс ставит перед собой следующие задачи: развития мышления учащихся,  формирование у них умений самостоятельно приобретать и применять знания; формирование познавательного интереса к математике, развитие творческих способностей, осознание мотивов учения; формирование умений выдвигать гипотезы, строить логические умозаключения, пользоваться методами аналогии, анализа и синтеза.
      • «Казачество в истории Ставрополья» (8-9 класс – 0,5 час. Основными задачами курса являются: освоение обучающимися комплекса систематизированных знаний об истории казачества, а также их роли не только в истории нашего края, но и всей России в целом.
      • «Язык в речевом общении» ( 7-8классы – 0,5 час). Данный курс поможет учащимся овладеть понятием культура речевого общения, усвоить основные правила русского речевого этикета, обогатить свою речь, осознать этикетную роль интонации.
      •  «Трудные случаи русской пунктуации» (8,9 классы – 0,5 часа) факультативный курс решает следующие задачи: овладение основными нормами русского литературного языка; совершенствование общеучебных умений: обобщать, сравнивать, классифицировать, анализировать, оценивать; формирование языковой и лингвистической компетенций; формирование навыков работы с научно-популярной и справочной литературой, навыков самостоятельного сбора, анализа и классификации материала; развитие речевой культуры учащихся.
      •  «Русские Колумбы» (7 класс – 0,5 часа)   Основной целью курса является формирование у школьников законченных  представлений об изучение  важнейших географических путешествий и открытий, сделанных русскими исследователями.   

 

                                                                                                  Таблица  3

«Использование часов вариативной части учебного плана для 5-8 классов.

Региональный компонент

Название курса/предмета

Количество часов в неделю

5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

Русский язык

 

 

1

 

Информатика и ИКТ

 

1

1

 

География

 

 

 

 

ОБЖ

 

1

1

 

Факультатив: «За страницами учебника математики»

0,5

 

 

 

Факультатив: «Ступеньки орфографии»

0,5

 

 

 

Факультатив: «Математический калейдоскоп»

 

 

0,5

0,5

Факультатив « Казачество в истории Ставрополья»

 

 

 

0,5

Факультатив «Язык в речевом общении»

 

 

0,5

0.5

Факультатив: «Трудные случаи русской пунктуации»

 

 

 

0,5

Факультатив: «Русские колумбы»

 

 

 

0,5

Факультатив «Основы математической логики»

 

 

 

0,5

Факультатив «Путешествие по родной стране»

 

1

 

 

Итого:

1

3

4

3

 

 

 

 

 

 

Учебный план для 9  класса определяет максимальный объем учебной нагрузки обучающихся и распределяет учебное время, отводимое на освоение федерального компонента и компонента образовательного учреждения  – 36 часов (шестидневная неделя).

Предпрофильная подготовка осуществляется без деления на группы».

Предпрофильная подготовка в 9 классе представлена элективными курсами (обязательными предметами по выбору). На что в учебном плане предусмотрено 3 часа (1 час из вариативно      й части и 2 часа за счет предмета «Технология». 

Часы вариативной части учебного плана 9 класса представлены следующим образом:

 

 

 

 

Таблица 4

«Использование часов вариативной части учебного плана 9 класса»

Название предмета/курса

Часов в неделю

Основы безопасности жизнедеятельности

1

Предпрофильная подготовка : Элективный курс « Мир уравнений –мир алгебры»

0,5

Элективный курс « Я выбираю профессию»

1

Факультатив: «Трудные случаи русской пунктуации»

0,5

Элективный курс: «Грамматика. Текст. Стили речи»

0,5

Элективный курс: «Алгебра учит рассуждать»

0,5

Элективные учебные предметы – это обязательные учебные предметы по выбору обучающихся из регионального и школьного компонентов и определены образовательным учреждением на основе выбора учащихся.

Элективные учебные предметы представлены следующими курсами:

  •  «Мир уравнений мир алгебры» (9 класс – 0,5 часа)данный курс освещает намеченные, но не имеющие глубокой проработки в общем курсе школьной алгебры вопросы. Стоит отметить, что навыки решения уравнений различной степени совершенно необходимы всякому ученику, желающему хорошо подготовиться и успешно сдать экзамены по алгебре, добиться значимых результатов при участии в математических конкурсах и олимпиадах.
  • «Географическое положение России» (9 класс – 0,5 часа),цельюданного курса является: развитие способностей учащихся не только усваивать раз и навсегда предлагаемые постулаты из учебников, а, применяя деятельностный (компетентностный) подход, извлекать для себя новое, неизведанное в мире давно знакомых вещей и явлений; формирование у учеников интереса к изучению географии, умения самостоятельно приобретать и применять на практике полученные знания; развитие у учащихся коммуникативных навыков: умение работать в группах, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения.
  • «Я выбираю профессию» (9 класс – 1 час),данный курс призван обеспечить социальное развитие учащихся школы путём усиления их личностного потенциала и подготовки к будущей профессии. Представленная программа насыщена не только теоретическим, но и практическим активизирующим профориентационным материалом.
  •  «За страницами учебника литературы» (9 класс -0,5 часа) .Основная цель состоит в ознакомлении с произведениями классической литературы ,не включенными в школьную программу .В результате обучения обучающиеся получают возможность совершенствовать и расширять круг обобщенных умений и навыков , связанных с речемыслительными способностями.
  • « Практическое обществознание» Данный  курс  предназначен для подготовки обучающихся  9-х классов к ГИА. Занятия по подготовке к  ГИА по обществознанию  предназначены для теоретической и практической помощи в подготовке к Государственной итоговой аттестации выпускников по обществознанию.  Занятия  ориентированы на  повторение, систематизацию и углублённое изучение курса обществознания основной средней школы, а также на подготовку обучающихся 9-х  классов к ГИА

 

4. Среднее  общее образование

(Универсальное обучение)

 

Задачами учебного плана III ступени образования 10-11 кл. является изучение предметов, дающих учащимся возможность освоения программы среднего (полного) общего образования, развития устойчивых познавательных интересов, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, профессионального самоопределения учащихся.

Среднее (полное) образование – завершающая ступень общего образования. Данная ступень является общедоступной и обязательной. В связи с модернизацией образования, учебный план III ступени обеспечивает наиболее личностную направленность и вариативность образования, его дифференциацию и индивидуализацию.

Учебный план для X-ХI классов ориентирован на 2-летний нормативный срок освоения образовательных программ среднего (полного) общего образования.  Продолжительность учебного года: X-XI класс - 35 учебных недель. X-XI классы работают в режиме 6-дневной учебной недели на основании Устава школы.

      Учебный план в X-XI классах состоит из инвариантной части (базовый компонент) и вариативной (региональный и школьный компоненты).

      Базовый компонент в X-XI классах представлен 7-ю образовательными областями: филология, математика, обществознание, естествознание, искусство, технология, физическая культура.

Образовательная область «Филология» предусматривает изучение русского языка  и  литературы, иностранного языка в X-XI классах.

В образовательную область "Математика" входят учебные предметы   геометрия, алгебра и начала анализа, информатика и ИКТ

Русский язык» и «Литература» являются обязательными предметами для  обучения.

  Для обеспечения подготовки выпускников старшей школы к успешной сдаче  государственной (итоговой) аттестации 2 часа регионального компонента используется на увеличение количества часов на преподавание предмета «Алгебра и начала анализа» ( с 2-х до  3-х часов) и предмета «Русский язык» (с 1-го до 2-х часов)

Образовательная область «Обществознание» включает историю,   обществознание, географию.  Учебный предмет «Обществознание» является интегрированным, построен по модульному принципу и включает содержательные разделы: "Общество", "Человек", "Социальная сфера", "Политика", "Экономика" и "Право".

В образовательную область "Естествознание" входят: учебные предметы физика, химия, биология. ВX-XI классах изучаются как самостоятельные учебные предметы "Физика", "Химия", "Биология". Часы вариативной части использованы на увеличение количества часов на преподавание предметов инвариантной части «Физика» (по 1 часу соответственно в X-XI классах), «Химия» (по 1 часу соответственно в X-XI классах), «Биология» (1 час в  X  классе). Экологическое образование реализовано через экологизацию дисциплин (химия, биология, физика, география) в основной школе.

В образовательной области "Искусство" изучаются учебный предмет «МХК» по 1 часу в неделю в X-XI классах.

Образовательная область «Технология» вX-XIклассах представлена учебным предметом «Технология»  по 2 часа в неделю.

Образовательная область «Физическая культура» включает дисциплины: физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности. В целях сохранения и укрепления физического и психического здоровья обучающихся средствами физической культуры и спорта  учебный план представлен тремя  часами физической культуры  в  X-XI классах. Третий час учебного предмета "Физическая культура" используется на увеличение двигательной активности и развитие физических качеств обучающихся, внедрение современных систем физического воспитания.

 В X-XI классах ОБЖ изучается как самостоятельный курс (1 час в неделю)..

Часы регионального и школьного   компонентов использованы на:

Факультатив «Работа над эссе по истории и обществознанию» (10-11 класс – 0,5 часа)

Факультатив «Искусство устной и письменной речи»(10-11 класс – 0,5 часа)

Элективный курс «Основы православной культуры»(10-11 класс – 0,5 часа)

Элективный курс  «Избранные вопросы математики»(10-11 класс – 0,5 часа)

Элективный курс «ЕГЭ по русскому языку в вопросах и ответах»(10-11 класс – 0,5 часа)

Элективный курс «Всемирная история в тестах и задачах»(10-11 класс – 0,5 часа)

Элективный курс «Литературный практикум» (10-11 класс)

Факультатив «Уравнения и неравенства»(10-11 класс – 0,5 часа)

При организации элективных курсов деление на внутриклассные не осуществляется.

При проведении учебных занятий по "Иностранному языку" (II - IX классы), "Технологии" (V - IX классы), а также по "Информатике и ИКТ" и «Физическая культура» осуществляется деление классов на две группы при наполняемости 20 и более человек.

Обязательная учебная нагрузка обучающихся не превышает объем максимально допустимой  учебной нагрузки.

 

Начальное общее образование.

Годовой учебный  план при 6-дневной учебной неделе

Предметные области

Учебные

предметы

 

Классы

               I

                II

  III

I IV

всего

 

1. Обязательная часть

Количество часов

Филология

Русский язык

165

170

170

170

675

Литературное чтение

132

136

136

136

540

Иностранный язык

68

68

68

204

Математика и информатика

Математика

 

Информатика и ИКТ

132

136

 

 

136

 

34

 

 

136

 

34

 

 

540

 

68

Обществознание и естествознание (Окружающий мир)

Окружающий мир

66

68

68

68

270

Основы религиозных культур и светской этики

Основы религиозных культур и светской этики

34

34

Искусство

Музыка

 

33

34

34

34

135

Изобразительное искусство

33

34

34

34

135

Технология

Технология

33

34

34

34

135

Физическая культура

Физическая культура

99

102

102

102

405

 

ИТОГО

693

782

816

850

3141

 

2. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса при 6-дневной неделе

-

102

102

102

306

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 6-дневной учебной неделе

0

884

884

884

2652

                 

 

 

                         Недельный (годовой) учебный план для 1-4 классов

Предметные области

Учебные предметы

Количество часов в неделю/год в 1 классе

Количество часов в неделю/год во 2 классе

Количество часов в неделю/год в 3 классе

Количество часов в неделю/год в 4 классе

Филология

Русский язык

5/165

5/170

5/170

5/170

Литературное чтение

4/132

4/136

4/136

4/136

Иностранный язык (английский язык)

 

2/68

2/68

2/68

Математика

Математика

4/132

4/136

4/136

4/136

Информатика и ИКТ

 

 

1/34

1/34

Обществознание и естествознание (окружающий мир)

Окружающий мир (человек, природа, общество)

2/66

2/68

2/68

2/68

Основы религиозных культур и светской этики

Основы религиозных культур и светской этики

 

 

 

1/34

Искусство

Музыка

1/33

1/34

1/34

1/34

ИЗО

1/33

1/34

1/34

1/34

Технология

Технология (труд)

1/33

1/34

1/34

1/34

Физическая культура

Физическая культура

3/99

3/102

3/102

3/102

 

Итого:

21/693

23/782

24/816

25/850

Региональный компонент

Факультатив «Занимательная грамматика

 

1/34

 

 

Спецкурс «Азбука здоровья»

 

 

1/34

 

Факультатив «Математика для любознательных»

 

1/34

1/34

0.5/17

Факультатив «Речевой этикет»

 

1/34

 

 

Факультатив « Познай себя»

 

 

 

0.5/17

 

 

 

 

 

Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка

21/693

26/884

26/884

26/884

 

*Часы на преподование учебного предмета «Литературное чтение» увеличены с 3х до 4х за счет вариативной части учебного плана.

**Один час вариативной части учебного плана отведен на введение учебного предмета «Информатика и ИКТ» в 3 классе

*Часы на преподование учебного предмета «Литературное чтение» увеличены с 2х до 4х часов за счет вариативной части учебного плана.

**Один час вариативной части учебного плана отведен на введение учебного предмета «Информатика и ИКТ» в 4 классе

*** Один час вариативной части учебного плана отведен на введение курса «Основы религиозных культур и светской этики»

 

 

Основное общее образование

Недельный (годовой план) для 5-6 класса МОУ СОШ № 7

Предметные области

Учебные

предметы

Классы

Количество часов в неделю

V

VI

VII

VIII

IX

Всего

 

Обязательная часть

 

Филология

Русский язык

6/210

6/210

 

 

 

 

Литература

4/140

3/105

 

 

 

 

Иностранный язык

3/105

3/105

 

 

 

 

Математика и информатика

Математика

5/175

5/175

 

 

 

 

Алгебра

 

 

 

 

 

 

Геометрия

 

 

 

 

 

 

Информатика

1/35

1/35

 

 

 

 

Общественно-научные предметы

История

2/70

2/70

 

 

 

 

Обществознание

 

1/35

 

 

 

 

География

1/35

1/35

 

 

 

 

Естественнонаучные предметы

Физика

 

 

 

 

 

 

Химия

 

 

 

 

 

 

Биология

1/35

2/70

 

 

 

 

Искусство

Музыка

1/35

1/35

 

 

 

 

Изобразительное искусство

1/35

1/35

 

 

 

 

Технология

Технология

2/70

2/70

 

 

 

 

Физическая культура и Основы безопасности жизнедеятельности

ОБЖ

1/35

1/35

 

 

 

 

Физическая культура

3/105

3/105

 

 

 

 

Итого

31

32/1120

 

 

 

 

Региональный компонент

 

 

 

 

 

 

Факультатив «Ступеньки орфографии»

0,5/17,5

 

 

 

 

 

Факультатив «За страницами учебника математики»

0,5/17.5

 

 

 

 

 

Факультатив « Путешествие по родной стране»

 

1/35

 

 

 

 

Максимальная нагрузка:

32/1120

33/1155

 

 

 

 

Внеурочная деятельность

5

5

 

 

 

 

                   

*Часы на преподавание «Литературы»в 5 классе увеличены с 3 до 4 за счет вариативной части; в 6 классе на 1 час и составляет 3 чача в неделю

** Один час вариативной части учебного плана отведен на введение учебного предмета «Информатика и ИКТ»

*** Один час вариативной части учебного плана отведен на введение учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»

 

 

 

 

 

Недельный (годовой) учебный план для 7 – 9 классов

Учебные предметы

Количество часов в неделю (год)

VII

VIII

IX

Русский язык

5/175

3/105

2/70

Литература

3/105

3/105

3/105

Иностранный язык (английский язык)

3/105

3/105

3/105

Математика

 

 

 

Алгебра

3/105

3/105

3/105

Геометрия

2/70

2/70

2/70

Информатика и ИКТ

1/35

1/35

2/70

История

2/70

2/70

2/70

Обществознание

1/35

1/35

1/35

География

2/70

2/70

2/70

Природоведение

 

 

 

Физика

2/70

2/70

2/70

Химия

 

2/70

2/70

Биология

2/70

2/70

2/70

Музыка

1/35

 

 

ИЗО

1/35

 

 

МХК

 

1/35

1/35

Технология

2/70

2/70

 

ОБЖ

1/35

1/35

1/35

Физическая культура

3/105

3/105

3/105

Итого:

34/1190

33/1155

31/1085

Факультатив «Математический калейдоскоп»

0,5/17,5

0.5/17.5

 

Факультатив «Казачество в истории Ставрополья»

 

0,5/17,5

0,5/17,5

Факультатив «Основы математической логики»

 

0,5/17,5

 

Факультатив «Язык в речевом общении»

0,5/17,5

0,5/17,5

 

Факультатив «Трудные случаи русской пунктуации»

 

0,5/17,5

0,5/17,5

Факультатив «Русские Колумбы»

 

0,5/17

 

Элективный курс «Грамматика. Текст. Стили речи»

 

 

0,5/17,5

Элективный курс «Алгебра учит рассуждать»

 

 

0,5/17,5

Элективный курс

«Практическое обществознание»

 

 

0,5/17,5

«За страницами учебника по литературе»

 

 

0,5/17,5

Предпрофильная подготовка (элективные курсы)

 

 

 

«Мир уравнений – мир алгебры»

 

 

0,5/17,5

«Я выбираю профессию»

 

 

1/35

«Географическое положение России»

 

 

0,5/17,5

Максимальная нагрузка:

35/1225

36/1260

36/1260

 

 

 

 

 

*Часы, отведенные на изучение учебного предмета «Русский язык» в 7 классе, увеличены на 1 час в неделю (с 4 до 5 часов) за счет часов регионального компонента;

** «Информатика и ИКТ» изучается с 6 по 7 класс как самостоятельный учебный предмет по 1 часу в неделю за счет часов вариативной части учебного плана;

*** Часы, отведенные на изучение учебного предмета « География »  в 6 классе, увеличены на 1 час в неделю (с 1-го до 2-х часов) за счет часов регионального компонента вариативной части.

****В учебном плане предусмотрено отведение часов регионального компонента на изучение предметного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в 6-х, 7-х  классах по одному часу в неделю.

*В учебном плане предусмотрено отведение часов регионального компонента на изучение предметного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в  6-х, 7-х  классах по одному часу в неделю.

**Предпрофильная подготовка в 9 классе представлена элективными курсами (обязательными предметами по выбору). На что в учебном плане предусмотрено 3 часа (1 час из вариативной части и 2 часа за счет предмета «Технология»).

 

 

 

 

 

Среднее общее образование.

Учебный план для X –ХIкласса (универсальное обучение)

 

 

Федеральный компонент

Учебные предметы

Количество часов в год

 

Распределение часов в неделю

 

10

11

Русский язык

140

 

2

2

Литература

210

 

3

3

Иностранный язык (английский язык)

210

 

3

3

Алгебра и начала анализа

210

 

3

3

Геометрия

140

 

2

2

Информатика и ИКТ

70

 

1

1

История

140

 

2

2

Обществознание

140

 

2

2

География

70

 

1

1

Биология

140

 

2

2

Физика

210

 

3

3

Химия

140

 

2

2

Технология

140

 

2

2

Физическая культура

210

 

3

3

ОБЖ

70

 

1

1

Мировая художественная культура

70

 

1

1

Всего:

2310

 

33

33

 

Региональный компонент

Факультатив «Работа над эссе по истории и обществознанию»

1/35

0,5/17,5

0,5/17,5

Факультатив «Искусство устной и письменной речи»

1/35

0,5/17,5

0,5/17,5

Элективный курс «Избранные вопросы математики»

1/35

0,5/17,5

0,5/17,5

Элективный курс: «ЕГЭ по русскому языку в вопросах и ответах»

1/35

0,5/17,5

0,5/17.5

Элективный курс«Литературный практикум»

1/35

0,5/17,5

0,5/17,5

Факультатив «Уравнения и неравенства»

1/35

0,5/17,5

0,5/17,5

Элективный курс «Основы православной культуры»

 

1/35

0,5/17,5

0,5/17,5

Элективный курс «Всемирная история в тестах и задачах»

1/35

0,5/17,5

0,5/17.5

Максимальная нагрузка:

2590

37

37