Версия для слабовидящих
Обычная версия сайта   Размер шрифта:   Цветовая схема:   Изображения:

Положение о порядке выбора обучающимися факультативных и элективных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей)

Рассмотрено

на педагогическом совете

«__5_» апреля2015г .                                                                                                              

 

 Утверждаю                                                                                     

Директор школы   

__________С.В.Прокопова

                                                                                   

                                                                                  

 

Положение о порядке выбора обучающимися факультативных и элективных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей)
1.      Общие положения
1. Настоящий документ разработан в соответствии с Федеральным законом № 273 от 29 декабря 2012 года «Об образовании в Российской Федерации», «Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами СанПиН 2.4.2.2821-10» №189 от 29.12.2010 г., Уставом МОУ СОШ № 7.
2. Обучающимся предоставляются академические права на выбор (необязательных для данного уровня образования) и элективных (избираемых в обязательном порядке) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность (п.5 ч.1ст.34 ФЗ № 273).
3. Факультативные занятия имеют целью углубление и расширение общеобразовательных знаний, образовательных компонентов инвариантной части, а также создание условий для наиболее полного удовлетворения индивидуальных запросов учащихся, совершенствования их умений и навыков.
4. Факультативы  относятся к вариативной части учебного плана школы и являются продолжением образовательного процесса:
- факультативы рассматриваются как основа развития творческих способностей учащихся школы;
- ориентированы на формирование способности личности к самоопределению, на подготовку учащихся к активному интеллектуальному труду;
- реализуют идею общего, интеллектуального и нравственного развития личности;
- создают условия для развития творческих способностей в соответствии с интересами, независимо от их успеваемости;
- предоставляют способным и подготовленным учащимся оптимальные условия для реализации способностей в соответствие с наклонностями;
-  дают возможность более глубокого изучения одного или нескольких предметов как обязательного, так и дополнительного цикла;
- формируют личность, готовую к осознанному выбору и освоению программ повышенного уровня.
5. Элективные курсы (курсы по выбору, обязательные для посещения обучающимися) составляют компонент образовательного учреждения базисного учебного плана и являются важной содержательной частью предпрофильной подготовки. Элективные курсы призваны удовлетворять индивидуальные образовательные интересы, потребности и склонности каждого школьника, являясь важным средством построения индивидуальных образовательных программ в  школе.

2. Виды и задачи курсов по выбору

1. Курсы по выбору в предпрофильной подготовке:

1.1. Предметно-ориентированные курсы.

Задачи курсов данного вида:

- создать условия школьнику для реализации личных познавательных интересов в выбранной им образовательной области;

- уточнить готовность и способности осваивать предмет на повышенном уровне;

- создать условия для сдачи экзаменов по выбору, т. е. к наиболее вероятным предметам будущего профилирования.
1.2. Межпредметные (ориентационные) курсы.

Задачи курсов данного вида:

- формировать у школьников способности и умения ориентации в мире современных профессий;

- знакомить на практике со спецификой типичных видов деятельности, соответствующих наиболее распространенным профессиям;

- поддерживать мотивацию к тому или иному профилю.

 
3. Порядок формирования и работы  факультативов
1. Факультативы  создаются на основе свободного выбора учащимися:
- от одного до трёх (возможно более) любых предметов учебного плана школы;
- предметов, выходящих за рамки учебного плана, при наличии квалифицированных преподавателей по выбранному направлению.
2. Каждый факультативный курс может быть рассчитан не менее чем на 17 часов. Часы, выделяемые на факультативные занятия, входят в максимальный объем учебной нагрузки учащегося.
3. Факультативные занятия предусматриваются специальным расписанием и проводятся до или после уроков. Их следует планировать на дни с наименьшим количеством образовательных уроков. Между обязательными занятиями и факультативами должен быть перерыв не менее 45 минут в соответствии с требованиями СанПиНа.
4. Факультативы:
- организуются на всех ступенях обучения: 1-4 кл., 5-9 кл.;

- зачисление в группы производится на добровольной основе из учащихся одного класса и/или одной параллели;

- проводятся учителем согласно расписанию;
- примерный состав учащихся факультативов составляется руководителем на новый учебный год в мае.
4. Содержание образования на факультативной основе.
1. Образование строится на принципах уровневой дифференциации.
2. Содержание образования на факультативных занятиях определяется учителем, ведущим факультатив, на основе типовых факультативных курсов, рабочих и авторских образовательных программ, и отражается в программе факультатива в его названии.
3. Администрация школы контролирует выполнение программ факультативных курсов, посещаемость, соблюдение расписания, ведение документации, предусмотренной настоящим положение. Предметная диагностика факультативных курсов планируется администрацией школы с учетом специфики факультативов на основании критериев, рекомендуемых Минобразованием РФ или разрабатываемых школой.
4. Факультативные занятия проводятся с учётом списочного контингента учащихся в форме:
 - групповых занятий
- занятий по индивидуальным планам.

5. Итогом факультативного занятия являются сочинения, проекты исследования и т.д. Оценка по итогам курса не выставляется.

5. Порядок выбора элективного курса

 

- изучение  спроса  обучающихся и их родителей на элективные  курсы;

- предоставление обучающимся и их родителям перечня элективных курсов;

- выбор обучающимися  на добровольной основе элективных курсов

- составление перечня элективных курсов по выбору учащихся на учебный год

 

6. Организация работы элективных курсов

1.Зачисление в группы для изучения элективных курсов является добровольным и происходит в группах постоянного состава. При проведении курсов по выбору допускается деление класса на группы.

2.Набор элективных курсов, предлагаемых школьнику в рамках предпрофильной подготовки, носит вариативный характер, их число является избыточным.

3.Приоритетными формами обучения на элективных курсах являются: проектная и исследовательская деятельность, практики, игровые технологии, лаборатории и иные формы, ориентированные на инновационные педагогические технологии.

4.Содержание элективных курсов не дублирует содержания предметов, обязательных для изучения.

5.Методическое обеспечение элективного курса включает в себя:

- программу курса;

- учебно-тематическое планирование;

- учебную литературу для учителя и обучающихся;

- систему творческих и методических наработок учителя и творческих работ школьников и другие педагогические средства, необходимое оборудование.

6. Реализация содержания предпрофильного обучения обеспечивается программами, утвержденными Министерством образования и науки РФ. В случае отсутствия программы преподавание элективных курсов в рамках предпрофильного обучения ведется по программам, составленным педагогами школы и других образовательных учреждений, утвержденным педагогическим  советом школы.

7. Программа элективного курса должна соответствовать следующим условиям:

- учитывать особенности учащихся;

- знакомить с методами научных исследований, применяемых в науках и интересующих учащихся;

- опираться на школьную программу, но не дублировать ее, а дополнять и способствовать формированию исследовательских умений;

- нацеливать на подготовку к экзаменам, олимпиадам;

- уделять внимание формированию таких умений, как конспектирование учебного материала, наблюдение, анализ, обобщение, рефлексия, систематизация.

8. В качестве учебной литературы по элективным курсам используются учебные пособия, научно-популярная литература, справочные издания.

9. Преподавание элективных курсов ведется по  расписанию, составленному с учетом требований СанПиНа, в соответствии с нормативами учебного времени.

10. Преподаватель элективных курсов несет ответственность за жизнь и здоровье школьников во время проведения занятий и экскурсий в соответствии с приказом об охране труда и техники безопасности.
11. Преподаватель элективных курсов своевременно ведет записи (темы занятий, учет посещаемости) в классном  журнале, который хранится в учительской.

12. Изучение курса для каждого ученика завершается зачетной работой (презентацией, защитой, демонстрацией (и иными формами) результатов своей работы), оценка в виде зачета выставляется в журнал.
13. Мониторинговые исследования результативности преподавания конкретного элективного курса осуществляются:
- через анализ отметок по предметам, связанных с элективным курсом;

- через анкетирование школьников, педагогов, родителей, целью которого является анализ уровня удовлетворенности школьников элективными занятиями;

- результаты участия школьников в олимпиадах, конференциях, конкурсах и пр.

14. По окончании элективного курса учащийся может сменить заявленный курс на другой.

15. Элективный курс оценивается, если  ученик выполнил зачетную работу: проект, творческая или исследовательская работа, тест, зачет и т.д. Порядок оценивания устанавливается в пояснительной записке к курсу. Итоговая оценка по курсу не выставляется. Она учитывается при выставлении итоговой оценки по родственному предмету.

 

7. Ресурсное обеспечение элективных и факультативных курсов

 

1.Формы, средства и методы, используемые в преподавании элективов и факультативов, выбираются педагогом самостоятельно в зависимости от поставленных целей и задач.

2.Программно-методическое обеспечение включает в себя:

- программу курса;

- информационно-содержательную основу курса;

- учебно-тематическое планирование;

- систему творческих наработок учителя и работ учащихся и другие средства, необходимые в обучении.

3. Реализация курсов осуществляется программами, прошедшими экспертизу в установленном порядке.

 

8. Порядок финансирования
1. Количество часов, отведённых на  факультативные и элективные курсы, определяется с учётом максимальной нагрузки согласно учебному плану школы.
2. Оплата труда производится в соответствии с количеством проводимых занятий.
9. Порядок управления.
1. Администрация школы:
- разрабатывает Положение о факультативных и элективных занятиях;
- изучает спрос обучающихся и их родителей на факультативные и элективные курсы,
- удовлетворенность их изучаемыми факультативными и элективными курсами;
- разрабатывает и утверждает учебный план с полным перечнем факультативных и элективных курсов;
- контролирует ведение предусмотренной Положением документации;
- контролирует соблюдение требований в части обеспечения условий, в том числе наполняемость групп;
- организует факультативные и элективные занятия в соответствии с данным Положением.
2. При организации факультативных и элективных занятий школа должна иметь следующие документы:
- материалы анкетирования, определяющие выбор обучающимися и их родителями факультативных и элективных курсов;
- приказ по школе, утверждающий списочный состав обучающихся факультативных и элективных курсов;
- журналы учета проведенных факультативных и элективных занятий;
- сведения об изучаемых факультативных и элективных курсах в классных журналах в разделе «Сведения о факультативных занятиях»;
- расписание занятий факультативных и элективных курсов утверждается директором школы.