Версия для слабовидящих
Обычная версия сайта   Размер шрифта:   Цветовая схема:   Изображения:

ПОЛОЖЕНИЕ о системе оценки качества образования Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 7»

Рассмотрено

на педагогическом совете

«27» августа 2015 г                                                                                                             

                                    Утверждаю                                                                                    

                                   Директор школы   

                                     С.В.Прокопова

__                                                                                   

                                                                                  

 

 

ПОЛОЖЕНИЕ

о системе оценки качества образования Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 7»

1. Общие положения

1.1.    Настоящее Положение о системе оценки качества образования МОУ СОШ № 7 (далее - Положение) определяет цели, задачи, принципы функционирования внутришкольной системы оценки качества образования (далее - ШСОКО), ее организацион­ную и функциональную структуру, устанавливает единые требования.

1.2.    Практическое использование ШСОКО строится в соответствии с законодательны­ми актами РФ, Ставропольского края, школы, регламентирующими реализацию процедур контроля и оценки качества образования.

1.3.    ШСОКО - это совокупность организационных и функциональных структур, норм и правил, диагностических и оценочных процедур, обеспечивающих на единой концептуально-методологической основе оценку образовательных достижений обу­чающихся, эффективности деятельности ОУ и их школьных систем, качества образо­вательных программ с учетом запросов основных пользователей.

1.4.    Основные пользователи результатов ШСОКО:

  • обучающиеся и их родители;
  • администрация школы, управление образования;
  • школьный управляющий совет;
  • общественные организации, заинтересованные в оценке качества образования.

1.5.    Диагностические и оценочные процедуры в рамках ШСОКО проводятся с привлечением экспертов (экспертных сообществ). Требования к экспертам устанавливаются нормативными документами, регламентирующими реализацию процедур оценки качества образования.

1.6.    В Положении используются следующие термины:

  • "качество образования" - интегральная характеристика системы образования, отражающая степень соответствия ресурсного обеспечения, образовательного процесса и образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям;
  • "оценка качества образования" - определение с помощью диагностических и оценочных процедур степени соответствия ресурсного обеспечения, образовательного процесса, образовательных результатов, нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.

2. Основные цели, задачи и принципы функционирования ШСОКО

2.1.    Целями ШСОКО являются:

  • создание единой системы диагностики и контроля состояния образования в школе, обеспечивающей определение факторов и своевременное выявление изменений, влияющих на качество образования;
  • получение объективной информации о состоянии качества образования в школе, тенденциях его изменений и причинах, влияющих на его уровень;
  • определение результативности образовательного процесса, эффективности учебных программ, их соответствия нормам и требованиям стандартов, оценка реализации инновационных введений;
  • повышение уровня информированности потребителей образовательных услуг при принятии решений, связанных с образованием;
  • обеспечение единого образовательного пространства;
  • поддержание устойчивого развития образовательной системы;
  • принятие обоснованных и своевременных управленческих решений.

2.2.      Задачи ШСОКО:

  • создать единые критерии качества образования и подходы к его измерению;
  • сформировать систему аналитических показателей, позволяющую эффективно реализовывать основные цели оценки качества образования;
  • оценить уровень индивидуальных образовательных достижений обучающихся для их итоговой аттестации;
  • оценить состояние и эффективность деятельности учителя;
  • оценить качество образовательных программ с учетом запросов основных потреби­телей образовательных услуг;
  • выявить факторы, влияющие на качество образования;

2.3.      Объекты оценки:

  • учебные и внеучебные достижения учащихся;
  • продуктивность, профессионализм и квалификация педагогических работников;
  • образовательные программы;
  • материально-технические ресурсы образовательного учреждения (материально-техническая база ОУ).

2.4.      Предмет оценки определяется в соответствии с реализуемыми процедурами контроля и оценки качества образования. Предметом оценки является качество:

  • образовательных результатов (уровень усвоения образовательных программ, сфор­мированное мотивации к учебной деятельности);
  • условий образовательного процесса (эффективность использования материально-технических ресурсов, кадровый потенциал учреждения и эффективность деятельности педагогов);
  • образовательного процесса (комфортность образовательного процесса, адаптированность образовательной программы к образовательным потребностям обучающихся, степень открытости и доступность образования).

2.5.      Критерии и показатели оценивания определяются в нормативных актах, регламен­тирующих процедуры контроля и оценки качества образования в ОУ. Их утверждение и изменение осуществляется на основании решения педагогического совета по согласованию с управляющим советом учреждения.

2.6.      Периодичность проведения оценки качества образования в ОУ определяется в со­ответствии с графиком реализуемых процедур контроля и оценки качества образования.

3. Технология оценки качества образования

3.1.      Качество образования в школе оценивается в следующих формах и направлениях:

  • мониторинг качества образования учащихся 4-х классов;
  • оценка общего уровня усвоения учащимися начальной школы основных знаний и умений по общеобразовательным предметам;
  • мониторинг качества образования на основе государственной (итоговой) аттестации выпускников 9-х классов (в т. ч. в новой форме);
  • мониторинг качества образования на основе государственной (итоговой) аттестации выпускников 11-х классов;
  • мониторинг качества образования на основе государственной аккредитации ОУ;
  • мониторинг и диагностика учебных достижений учащихся по завершении начальной, основной и средней школы по каждому учебному предмету и по завершении учеб­ного года (в рамках вводного, промежуточного и итогового контроля);
  • мониторинг уровня воспитанности учащихся ОУ;
  • мониторинг учебных достижений учащихся по итогам независимых срезов знаний (му­ниципальных и региональных);
  • аттестация педагогических работников;
  • мониторинг проведения конкурсных мероприятий;
  • самоанализ деятельности педагогических работников;
  • общественная экспертиза качества образования;
  • олимпиады, творческие конкурсы.

Процедуры осуществления этих процессов определяются соответствующими регламентами.

3.2.        Итоговая аттестация устанавливает уровень подготовки выпускников (каждого в отдель­ности) ОУ в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов.

3.3.        Оценка освоения стандарта начального общего образования проводится в форме те­стирования, диагностических контрольных работ.

3.4.        Мониторинг качества образования проводится в форме специальных статистических, социологических, психологических исследований, показатели и порядок проведения которых определяются соответствующими регламентами.

3.5.        Оценка качества образования в ходе конкурсов осуществляется в соответствии с целя­ми, критериями и процедурами, определенными требованиями по подготовке и про­ведению конкурса.

3.6.        Самоанализ педагогическими работниками своей деятельности осуществляется в со­ответствии с критериями и показателями посредством оформления "Портфолио учителя".

3.7.        Основные методы оценки качества образования:

  • экспертиза - всестороннее изучение состояния образовательного процесса ОУ, условий и результатов образовательной деятельности;
  • измерение - оценка уровня образовательных достижений с помощью контрольных измерительных материалов, содержание которых соответствует реализуемым об­разовательным программам.

3.8.                    Виды контрольных измерительных материалов, используемых в процессе оценки, спосо­бы сбора, хранения, обработки и интерпретации информации о качестве образования в школе и формы ее представления определяются в документах, регламентирующих эти процессы.

4. Организация ШСОКО

4.1.      Нормативно-организационной основой ШСОКО являются:

  • областная программа развития образования, определяющая критерии и показатели анализа и оценки образовательной системы области;
  • школьная программа развития образования, устанавливающая критерии и показа­тели анализа и оценки деятельности школы.

4.2.      Оценку качества образования в школе осуществляют следующие организационные структуры:

  • администрация школы;
  • учителя школы в составе МО;
  • методический совет;
  • педагогический совет;
  • школьный управляющий совет.

4.3.      Полномочия в вопросах оценки качества образования в ОУ определены с учетом компетенции субъектов системы оценки качества образования, их функций в органи­зации и проведении оценивания.

4.3.1. Администрация школы:

  • осуществляет политику в сфере образования, обеспечивающую учет особенностей школы, направленную на сохранение и развитие единого образовательного пространства, создание необходимых условии для реализации конституционных прав граждан России на получение образования;
  • обеспечивает государственную поддержку обучения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей с ограниченными возможностями здоровья;
  • формирует стратегию развития системы образования школы;
  • координирует деятельность учителей;
  • разрабатывает и утверждает локальные документы в области образования;
  • анализирует состояние и тенденции развития системы образования школы, разра­батывает и представляет программы развития образования в управление образо­вания, педагогическому коллективу и организует их реализацию;
  • организует разработку школьного компонента государственных образовательных стандартов и создает условия для их реализации;
  • осуществляет в установленном порядке сбор, обработку, анализ и предоставление государственной статистической отчетности в сфере образования;
  • организует прохождение процедур лицензирования на ведение образовательной деятельности школы и государственной аккредитации школы в установленном за­конодательством порядке;
  • организует и проводит в пределах своей компетенции аттестацию педагогических работников;
  • осуществляет в рамках своей компетенции организационно-методическое обеспече­ние итоговой государственной аттестации и контроль качества подготовки выпуск­ников по завершении каждого уровня образования в соответствии с государствен­ными образовательными стандартами в порядке, установленном законодательством;
  • осуществляет надзор и контроль в сфере образования и исполнения государствен­ных образовательных стандартов учителями;
  • обеспечивает нормативное правовое регулирование процедур оценки качества об­разования в части установления порядка и форм его проведения;
  • осуществляет разработку критериев оценивания, нормативного обеспечения по­рядка и процедуры оценивания, предложений по совершенствованию измерительных материалов;
  • устанавливает порядок разработки и использования контрольных измерительных материалов для оценки состояния образовательной системы, педагогических и ру­ководящих работников школы, индивидуальных достижений обучающихся;
  • утверждает комплекс показателей, характеризующих состояние и динамику раз­вития системы образования в ОУ;
  • принимает управленческие решения по результатам оценки качества образования.

4.3.2. Предметные методические объединения:

  • разрабатывают методики оценки качества образования;
  • проводят мониторинговые, социологические и статистические исследования по во­просам качества образования;
  • участвуют в разработке программного обеспечения для сбора, хранения и статисти­ческой обработки информации о состоянии и динамике развития системы образо­вания в школе;
  • организуют систему мониторинга качества образования в школе, осуществляют сбор, обработку информации о состоянии и динамике развития системы образова­ния в школе, анализируют результаты оценки качества образования;
  • организуют изучение информационных запросов основных пользователей образо­вательными услугами и участников образовательного процесса;
  • разрабатывают мероприятия и готовят предложения, направленные на совершен­ствование системы контроля и оценки качества образования, участвуют в этих ме­роприятиях;
  • содействуют обновлению нормативно-правовой базы документов муниципальной системы образования, относящейся к обеспечению качества образования;
  • изучают, обобщают и распространяют передовой опыт построения, функциониро­вания и развития ШСОКО;
  • организуют и проводят школьные предметные олимпиады, смотры, конкурсы, яр­марки, фестивали, выставки, физкультурно-спортивные и другие мероприятия;
  • принимают участие в научно-методическом сопровождении аттестации педагогиче­ских кадров;

4.3.3.     Педагогический совет:

  • участвует в разработке:

-                методики оценки качества образования;

-                системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития системы
образования в школе;

  • обеспечивает проведение в школе мониторинговых, социологических и статистичес­ких исследований по вопросам качества образования и контрольно-оценочных про­цедур;
  • организует систему мониторинга качества образования в школе, а также сбор, об­работку, хранение и предоставление информации о состоянии и динамике развития системы образования в школе, анализирует результаты оценки качества образова­ния на общешкольном уровне;
  • определяет способы организации информационных потоков для пользователей системы оценки качества образования;
  • разрабатывает мероприятия и готовит предложения, направленные на совершен­ствование ШСОКО;
  • изучает, обобщает и распространяет передовой инновационный опыт учителей школы;
  • проводит экспертизу организации, содержания и результатов аттестации учащихся школы и формирует предложения по их совершенствованию;
  • принимает управленческие решения по результатам оценки качества образования на школьном уровне.

4.3.4.     Школьный управляющий совет:

  • утверждает программы развития образовательной системы школы, включая раз­витие системы оценки качества образования;
  • содействует определению стратегических направлений развития системы образо­вания в школе;
  • содействует реализации принципа общественного участия в управлении образова­тельным процессом в школе;
  • осуществляет общественный контроль качества образования и деятельности школы в формах общественного наблюдения, общественной экспертизы;
  • принимает участие:

-                в формировании информационных запросов основных пользователей ШСОКО;

-                обсуждении системы показателей, характеризующих состояние и динамику раз­вития школы;

4.4.        Аттестационная комиссия школы создает экспертные группы по оценке продуктивности и профессионализма педагогической деятельности работников ОУ; принимает решения о присвоении педагогическим работникам квалификационной категории соответствие занимаемой должности.

4.5.            Придание гласности результатам оценки качества образования обеспечивается путем предоставления информационных материалов для педагогических работников, обучающихся, родителей и информирования общественности посредством публикаций (в т. ч. на сайте школы), аналитических докладов о состоянии качества образования ОУ.

4.6.            Итоги оценки качества образования используются для стимулирования обучающих­ся, педагогов. Порядок стимулирования определяется регламентом.

5. Схема оценки качества общего образования

Показатели

Процедуры

Продукты

Пользователи

1. Материально-технические условия.

2. Информационно-коммуникационные ресурсы.

3. Кадровый состав.

4. Финансовое обеспечение.

5. Управленческий потенциал.

6. Обеспечение лицензионных нормативов.

7. Здоровьесбережение (питание, санитарно-гигиенические условия).

8. Содержание обучения (соответствие стандарту), качество образовательных программ.

9. Качество результатов обучения.

10. Индивидуальная оценка деятельности учащегося. Учебные (предметные, факультативные) и социально-личностные достижения (здоровье, нормативность поведения)

1. Обязательное статистическое наблюдение.

2. Лицензирование образовательной деятельности.

3. Государственная аккредитация образовательных учреждений (организаций).

4. Аттестация педагогических и руководящих кадров.

5. Промежуточная и итоговая аттестация обучающихся.

6. Государственная (итоговая) аттестация выпускников.

7. Мониторинг и диагностика образовательных достижений обучающихся.

8. Олимпиады, конкурсы соревнования обучающихся.

9. Социологические исследования в области образования.

10. Мониторинг безопасности жизни и здоровья обучающихся, воспитанников и работников ОУ.

11. Общественная аккредитация в различных российских, иностранных и международных общественных образовательных, научных и промышленных структурах.

12. Самоаудит (для подготовки публичного отчета о деятельности ОУ)

1. Публичный доклад.

2. Лицензионные документы.

3. Результаты аккредитации ОУ.

4. Аналитическая справка, справка ведомственных проверок.

5. Экспертные заключения.

6. Акты, предписания.

7. Раздел портала, сайт ОУ.

8. Результаты конкурсов.

9. Мониторинг учебной деятельности.

10. Результаты социологического опроса.

11. Приказы.

12. Свидетельство ЕГЭ.

13. Аттестат.

14. Портфолио.

15. Программа развития ОУ

1. Муниципальные органы власти.

2. Общественные структуры.

3. Работодатели.

4. Средства массовой информации.

5. Семья, родители (законные представители).

6. Учащиеся

 

КРИТЕРИИ

оценки уровня обучения и социализации учащихся

Критерий оценки

Единица измерения

Доля учащихся, успешно освоивших (на "4" и "5") учебные программы, в т. ч.:

%

в 3-4-х классах

%

5-9-х классах

%

10-11-х классах

%

Доля учащихся, оставшихся на повторный год обучения, в т. ч.:

%

в 3-4-х классах

%

5-9-х классах

%

10-11-х классах

%

Доля учащихся 9-х классов, получивших документ об образовании

%

 

Доля учащихся 9-х классов, получивших документ об образовании особого образца

%

 

Доля учащихся 11-х классов, получивших документ об образовании

%

 

Доля учащихся 11-х классов, получивших документ об образовании особого образца

%

 

Средний балл по русскому языку и математике выпускников:

 

4-х классов

Балл

 

9-х классов

Балл

 

11-х классов

Балл

 

Доля выпускников 9-х классов, продолживших обучение, в т. ч.:

%

 

в 10-м классе

%

 

учреждениях НПО

%

 

учреждениях СПО

%

 

Доля выпускников 9-х классов, совмещающих работу и обучение

%

 

Доля выпускников 9-х классов, не обучающихся и не работающих

%

 

Доля выпускников 11-х классов, продолживших обучение, в т. ч.:

%

 

в вузах

%

 

учреждениях СПО

%

 

Доля выпускников 11-х классов, совмещающих работу и обучение

%

 

Доля работающих выпускников 11-х классов

%

 

Доля выпускников 11-х классов, не обучающихся и не работающих

%

 

Доля обучающихся, выбывших из ОУ, в т. ч.:

%

 

в 3-4-х классах

%

 

5-9-х классах

%

 

10-11-х классах

%

 

Доля выбывших учащихся в группы учреждений НПО, не осуществляющих общеобразова­тельную подготовку

%

 

Доля выбывших учащихся, исключенных из ОУ (по неуспеваемости, за недостойное пове­дение)

%

 

Доля выбывших учащихся, переведенных в специальные учреждения и колонии

%

 

Доля выбывших учащихся, работающих и не продолжающих обучение

%

 

Доля выбывших учащихся, не работающих и не продолжающих обучение

%

 

Доля выпускников, сдававших ЕГЭ по трем и более предметам

%

 

Доля выпускников, сдавших ЕГЭ по математике и русскому языку

%

 

Доля выпускников, сдавших ЕГЭ менее чем на 30 баллов по предметам

%

 

Доля обучающихся, участвующих в предметных олимпиадах разного уровня

%

 

Доля обучающихся - победителей в предметных олимпиадах разного уровня

%

 

Доля обучающихся, принимавших участие в конкурсах и мероприятиях разного уровня

%

 

Количество участников всероссийских, региональных олимпиад и конкурсов

%

 

Доля учащихся, совершивших правонарушения и состоящих на учете в детской комнате милиции

%

 

Доля выпускников, поступивших в специальные учебные заведения

%

 

Доля выпускников, поступивших в вузы на контрактной основе

%

 

Доля выпускников, поступивших в вузы на бюджетной основе

%

 

       

 

КРИТЕРИИ

оценки условий обучения и ресурсного обеспечения

 

Критерий оценки

Единица измерения

Доля случаев травматизма в школе

%

Доля учащихся во вторую смену

%

Доля преподавателей, имеющих высшее образование

%

Доля преподавателей пенсионного возраста

%

Доля педагогического персонала в общей численности персонала ОУ

%

Доля преподавателей, прошедших переподготовку в прошедшем учебном году

%

Доля преподавателей, имеющих первую квалификационную категорию

%

Доля преподавателей, имеющих высшую квалификационную категорию

%

Количество учащихся на один компьютер

Чел.

Расходы на одного учащегося за прошедший учебный год

Тыс. руб.

Соотношение учащихся и преподавателей (количество учащихся на одного преподава­теля)

Чел.

Наполняемость классов

Чел.

Доля учащихся, охваченных горячим питанием, в т. ч.:

%

в 3-4-х классах

%

5-9-х классах

%

10-11-х классах

%

Охват профильным обучением учащихся старшей ступени

%

Охват допрофессиональной подготовкой учащихся 8-11-х классов

%