Версия для слабовидящих
Обычная версия сайта   Размер шрифта:   Цветовая схема:   Изображения:

Урок литературы.

Учитель Лагутина Евгения Борисовна МКОУ СОШ №7

                              

Урок литературы.

(Внеклассное чтение)

Класс: 8

Тема: К. Г. Паустовский «Телеграмма».

Задачи:

1.Знакомство с произведением К. Г. Паустовского.

2.Формирование умения анализировать эпизоды, формулировать основную мысль эпизода и всего рассказа.

3.Развитие устной речи, памяти, внимания, воображения.

4.Воспитание чувства ответственности, любви, уважения, сострадания; чувства сыновнего долга.

Оборудование: записи на доске, текст художественного произведения.

Данный урок посвящен празднику - День Матери (30 ноября).

Предварительное задание: прочитать рассказ К. Г. Паустовского «Телеграмма».

Ход урока.

1.Сообщение темы урока. Работа с эпиграфом.

30 ноября 1998 года первым президентом России был подписан Указ об учреждении Международного праздника День Матери.

Мама! Как прекрасно это слово! Это наш самый близкий, самый любимый человек. Это наш советчик, друг, помощник.

На доске записан эпиграф нашего урока, прочтите слова О. Бальзака.

Сердце матери – это бездна,

в глубине которой всегда

найдется прощение.

О. Бальзак.

- Как вы понимаете это высказывание? Согласны ли вы с мнением писателя?

Сегодня на уроке мы проанализируем рассказ К. Г. Паустовского «Телеграмма». И еще вернемся к эпиграфу в конце урока.

2. Беседа на первичное восприятие.

- Какие чувства передал К. Г. Паустовский?

- Кто из героев запомнился? Почему?

3. Анализ эпизодов рассказа.

Для подробного анализа рассмотрим следующие эпизоды:

1.Ожидание дочери.

2.Письмо Катерины Петровны.

3.Телеграмма от «Насти».

4.Финал рассказа.

Зачитывание и обсуждение эпизодов.

1 эпизод.

- Какие чувства остаются после прочтения рассказа?

- Как описание природы помогает понять состояние, настроение Катерины Петровны?

- Что было единственным живым существом в доме?

- Как относится мать к Насте? Почему оправдывает занятость дочери?

2 эпизод.

- Какие строки в письме Катерины Петровны затрагивают душу?

- Как образ скульптора Тимофеева и его скульптура Гоголя раскрывают образ Насти? (Настя заботится об открытии выставки чужого ей человека, забыв о самом дорогом- матери.)

- Когда Настя прочла письмо?

- Почему девушка чувствует безмолвный укор? О чем это говорит?

- Почему Настя все-таки поспешила в Заборье к матери? В каких строках показано ее раскаяние? («Мама! Ведь никого же у меня в жизни нет. Нет и не будет роднее. Лишь бы успеть, лишь бы простила…»)

3 эпизод.

- Почему название этого эпизода написано в кавычках? (Телеграмму написал сторож Тихон.)

- Как об этом догадалась Катерина Петровна?

Чужие люди - Тихон, соседская девочка Манюшка - оказались роднее, они заботились о ней, жалели умирающую женщину.

4 эпизод.

- Зачем нужен образ молодой учительницы?

- Как прощались жители села с Катериной Петровной?

Прочитайте заключительные строки рассказа.

- Какой урок получила Настя?

4. Работа со схемой «Главные герои рассказа»

На доске – схема к рассказу «Телеграмма», рассмотрите ее.

- Почему именно так расположены герои?

- Почему символ Катерины Петровны – солнце?

- Как ее лучи касаются других героев?

Даже один ее луч любви пробил стену занятости, равнодушия Ленинграда. Ведь Настя раскаялась, но слишком поздно.

-Как вы думаете, простила ли Катерина Петровна свою дочь?

5. Итог урока.

Сравним вывод с эпиграфом. Как он связан с основной мыслью рассказа?

- Постарайтесь в своей жизни не огорчать маму, не забывать о ней, чтобы потом не чувствовать тяжелой вины, как Настя. А начните с простого: помогите маме в домашних делах, порадуйте хорошей оценкой и не забудьте поздравить с праздником!

6. Домашнее задание.

Выберите одно из заданий:

1) подберите к следующему уроку стихотворения наших забайкальских поэтов о матери, одно из них выучите наизусть.

2) напишите сочинение-миниатюру на тему «Мой самый родной человек»